Викулов С.Ф.доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, президент Академии проблем военной экономики и финансов, Москва, Российская Федерация Sergviculov@yandex.ru
Хрусталёв Е.Ю.доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Российская Федерация stalev@cemi.rssi.ru
Предмет/тема. Проблемы интенсивного развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей отечественной экономики, и в частности оборонно-промышленного комплекса, становятся особо значимыми в последние годы, которые показали слабую эффективность рыночного стимулирования научно-технического и инновационного прогресса российских промышленных производств. Необходим действенный инструментарий, позволяющий реально управлять процессами создания новой продукции военного назначения, а также разрабатывать перспективные планы ее развития. Цели/задачи. В рамках статьи решается ряд важных финансово-экономических задач, связанных с распределением военных расходов по программам строительства Вооруженных сил РФ, а также выделением ресурсов по видам и родам войск (сил), военным округам и другим распорядителям бюджетных средств Министерства обороны РФ. Методология. Предлагаемый методологический подход состоит в определении основного направления реформирования бюджетного процесса, которое должно способствовать переходу к преимущественно программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики. Результаты проведенного исследования позволяют провести обоснованное планирование развития оборонно-промышленного комплекса и военной организации в целом, определить потребности в продукции военного назначения, дать прогноз динамики военно-технической ситуации. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования позволяют осуществлять военное планирование, определять порядок и способы реализации целей и задач развития военной организации, строительства и развития Вооруженных сил РФ, других войск и органов, их применения и всестороннего обеспечения. Выводы/значимость. Программно-целевой метод разработки военного бюджета жестко увязывает его с системой планирования в Министерстве обороны РФ, создает необходимый финансовый инструмент для управления и контроля за реализацией планов и программ строительства и развития Вооруженных сил РФ, при этом стимулируя их оснащение, а также других войск и органов новыми видами вооружения, военной и специальной техники.
Ключевые слова: планирование, программно-целевой подход, военная экономика и финансы, национальная безопасность, продукция военного назначения, вооруженные силы, индикативный контроль, программа вооружения
Список литературы:
Богатырев В. Об актуальности программно-целевого планирования // Экономист. 2010. № 2. С. 4–9.
Буравлев А.И., Гладышевский В.Л. Оптимальное распределение ресурсов в задачах программно-целевого планирования развития вооружения и военной техники // Вооружение и экономика. 2014. № 2. С. 21–36. URL: Link.
Буренок В.М., Ивлев А.А., Корчак В.Ю. Программно-целевое планирование и управление созданием научно-технического задела для перспективного и нетрадиционного вооружения. М.: Граница, 2007. 372 с.
Буренок В.М., Лавринов Г.А., Хрусталёв Е.Ю. Механизмы управления производством продукции военного назначения. М.: Наука, 2006. 303 с.
Викулов С.Ф. Экономика военного строительства: эволюция взглядов на проблемы, методы, решения. М.: Граница, 2013. 608 с.
Военно-экономическое, финансовое и социально-правовое обеспечение строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. СПб: ВАТТ, 2011. 273 с.
Егоров В.А., Никулин Р.Ф. Программно-целевой метод в планировании строительства и развития РВСН // Стратегическая стабильность. 2007. № 4. С. 38–45.
Жуков Г.П., Викулов С.Ф. Военно-экономический анализ и исследование операций. М.: Воениздат, 1987. 440 с.
Ириков В.А., Поспелов Г.С., Курилов А.Е. Процедуры и алгоритмы формирования комплексных программ. М.: Наука, 1985. 422 с.
Косенко А.А., Хрусталёв О.Е., Бабкин Г.В. Финансово-экономическая и институциональная консолидация наукоемких и высокотехнологичных производств // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 22. С. 12–22.
Кочкаров Р.А. Новые возможности программно-целевого подхода. М.: Вега-Инфо, 2013. 216 с.
Кудряшова Е.В. Программно-целевое планирование в составе государственного финансового планирования // Налоги и финансовое право. 2014. № 6. С. 172–179.
Лавринов Г.А., Хрусталёв Е.Ю. Методы прогнозирования цен на продукцию военного назначения // Проблемы прогнозирования. 2006. № 1. С. 87–96.
Лавринов Г.А., Косенко А.А., Бабкин Г.В. Экономические аспекты военно-технической политики Российской Федерации на современном этапе. М.: Граница, 2012. 254 с.
Неволин И.В., Хрусталёв О.Е., Хрусталёв Ю.Е. Методология оценки финансовой значимости и реализуемости инновационных проектов создания интеллектуальной продукции // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 11. С. 39–45.
Норенков И.П. Основы автоматизированного проектирования. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. 336 с.
Поспелов Г.С., Ириков В.А. Программно-целевое планирование и управление. М.: Советское радио, 1976. 440 с.
Райзберг Б.А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой. М.: Лаборатория Книги, 2012. 332 с.
Хрусталёв Е.Ю., Хрусталёв О.Е. Организационно-экономические методы формирования современных корпоративных структур // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 45. С. 11–16.
SWOT Analysis for Management Consulting by Albert S. Humphrey // SRI Alumni Association Newsletter. December 2005.