+7(495) 989 9610
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Развитие внешней торговли Германии на основе специализации в области промышленного производства

т. 11, вып. 27, июль 2015

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 08.04.2015

Одобрена: 14.04.2015

Доступна онлайн: 30.07.2015

Рубрика: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Страницы: 23-35

Никулина О.В. доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация 
Olgafinans@mail.ru

Тешев С.С. магистрант кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация 
salim_judo@mail.ru

Тема. Германия обладает конкурентным преимуществом в производстве высокотехнологичных товаров, что позволяет ей экспортировать их в другие страны и занимать лидирующие позиции на мировой арене. Основой развития экономики Германии и ее эффективной внешнеторговой политики являются отрасли, ориентированные на разработку и внедрение инновационных технологий. В этой связи представляется актуальным исследование основных направлений развития промышленной специализации экономики Германии для обеспечения эффективной внешнеторговой политики с зарубежными партнерами, в том числе для развития сотрудничества с Россией. Предметом настоящего исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе развития внешней торговли Германии на основе специализации в области промышленного производства с использованием инновационных технологий.
     Цель. Целью настоящего исследования является выявление ключевых компетенций промышленности Германии для обоснования динамики развития ее внешнеторговой политики и определения перспектив сотрудничества с Россией в сфере инновационно развитых отраслей промышленности.
     Методология. В рамках исследования использовались методы сравнения и анализа статистических показателей, позволившие выявить основные факторы развития внешней торговли Германии за период 2010-2013 гг. С использованием методов экономического анализа определены ключевые компетенции отраслей промышленности Германии, которые составляют основу ее инновационного развития.
     Результаты. В статье раскрыты особенности реализации внешнеторговой политики Германии, проанализирована товарная структура экспорта и импорта за период 2010-2013 гг. Установлено, что высокие показатели немецкой экономики в сфере развития международной торговли на 90% обеспечивают отрасли обрабатывающей промышленности, ориентированные на применение инновационных технологий, среди которых выделены автомобилестроение и авиакосмическая промышленность.
     Значимость. Результаты исследования могут быть использованы специалистами при формировании стратегии развития сотрудничества Германии и России в сфере международной торговли, а также для обоснования приоритетных направлений взаимодействия двух стран в сфере реализации совместных проектов в области авиакосмической промышленности.

Ключевые слова: внешняя торговля, промышленная специализация, экспорт, импорт, инновационные технологии

Список литературы:

  1. Володин Л.Н. Экономика Германии: математические модели как инструмент прогнозирования развития // Современная Европа. 2010. № 1. С. 57–66.
  2. Атабаева Д.Т., Кенжебекова М.В., Мусаева Э.А. Экономическое развитие объединенной Германии как модель социально-рыночной экономики // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития: материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск, Центр развития научного сотрудничества, 2013. С. 220–229.
  3. Андреева Е.Л. Стратегии социально ориентированной политики развития в условиях глобализации на примере Германии и России // Стратегия устойчивого развития регионов России: материалы научно-практической конференции. Новосибирск, Центр развития научного сотрудничества, 2014. С. 50–53.
  4. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия–Германия – 2050: стратегия инновационного развития и партнерства: научный доклад. М.: Институт экономических стратегий, 2007. 44 с.
  5. Романова Е.В. ФРГ: Восточная Германия – инновационный локомотив? // Современная Европа. 2010. № 4. С. 48–63.
  6. Патрик Э., Яшин В.Г. Современные тенденции развития инновационной деятельности Германии // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2009. № 1. С. 76–97.
  7. Смирнов Е.Н. Автомобильные корпорации Германии: современные стратегии развития: монография. М.: Компания Спутник+, 2004. 141 с.
  8. Гладков И.С. Международная товарная торговля в 2001–2013гг.: тренды в группе лидеров // Власть. 2014. № 5. С. 15–18.
  9. Ратнер С.В., Иосифов В.В. Стимулирование развития высокотехнологичных отраслей экономики (на примере машиностроения Германии) // Вестник Уральского федерального университета. Сер.: Экономика и управление. 2012. № 4. С. 46–58.
  10. Голуб Т.П. Научно-исследовательская составляющая инновационной стратегии развития высшего технического образования Германии // Наука и современность: материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск, Центр развития научного сотрудничества, 2010. С. 24–29.
  11. Суровцева М.А. Тенденции и проблемы социально-экономического развития Германии // Проблемы современной экономики: материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск, Центр развития научного сотрудничества, 2013. С. 40–44.
  12. Зверев А.В. Иностранный опыт инновационного развития: монография. М: ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2008. 150 с.
  13. Хромушина Ю.А. Инвестиции и инновационное развитие экономики Германии в процессе информатизации общества // Успехи современного естествознания. 2008. № 8. С. 58–61.
  14. Ефременко И.Н., Панченко Н.О. Основные направления экономического сотрудничества России и Германии // Финансовые исследования. 2010. № 28. С. 10–17.
  15. Торгово-экономические отношения России и Германии: история – современность – перспективы (к 90-летию Временного российско-германского соглашения: 1921–2011). М.: Статистика России, 2011. 382 с.
  16. Никулина О.В., Иванчук В.В. Стратегические ориентиры развития международного сотрудничества России и Германии в инновационной сфере // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 3. С. 36–43.
  17. Романова Е.В. Особенности развития региональных кластеров в Восточной Германии // Региональные исследования. 2008. № 1. С. 38–46.
  18. Зверев А.В. Инвестиционная программа развития информационных технологий в секторе государственного управления Германии // Инновации. 2009. № 8. С. 67–70.
  19. Абрамова С.В. Налоговая поддержка инновационного развития // Современная Европа. 2009. № 2. С. 75–84.
  20. Иванов Д. Тенденции развития логистики в Германии: практика, наука, образование // Логистика. 2012. № 4. С. 32–34.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 16, вып. 9, сентябрь 2020

Другие номера журнала