Иосифов В.В.кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой машиностроения и автомобильного транспорта, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Российская Федерация iosifov@kubstu.ru
Диброва С.С.студентка факультета химии и высоких технологий, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация svetlanka_dib@mail.ru
Подворок И.И.аспирант кафедры аналитической химии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация podvorok74@gmail.com
Тема. В настоящее время продолжающееся увеличение численности транспортных средств, высокая плотность дорожной сети, большой объем грузоперевозок и высокая интенсивность движения легкового транспорта способствуют росту уровня загрязнения атмосферного воздуха. Особо остро данная проблема стоит в регионах с интенсивно развивающейся структурно диверсифицированной экономикой, в частности, в Краснодарском крае. Загрязнение воздуха представляет серьезную угрозу для здоровья населения, способствует снижению качества жизни. В последние годы в крае наблюдается тенденция роста раковых заболеваний, лейкемии, нарушений эндокринной системы. Цели. Провести сравнительный анализ эволюции стандартов автомобильного топлива в России и мире, а также их влияния на изменение качества атмосферного воздуха. Методология. В работе проанализирована эволюция европейских, китайских и российских стандартов автомобильного топлива, выявлены проблемы внедрения и факторов неэффективности стандартов с точки зрения снижения негативного воздействия выбросов автотранспорта на состояние окружающей среды. В качестве основных методов исследования использованы библиографический анализ, статистический и сравнительный анализ. Результаты. Выявлена тенденция роста выбросов, поступающих в атмосферу от одного автомобиля, причем по всем основным показателям загрязняющих веществ. Особое внимание уделено вопросам качества воздушного бассейна в Краснодарском крае как регионе интенсивного развития туризма (в том числе автомобильного). Выводы. На основе анализа показано, что основным фактором роста загрязнений от автомобильного транспорта в последние годы является несоблюдение стандартов качества автомобильного топлива. Исследована практика других регионов по обеспечению надлежащего качества автомобильного топлива. Предложен набор первоначальных мер по формированию комплексной региональной системы охраны качества воздушной среды.
Клочков В.В., Ратнер С.В. Управление развитием «зеленых» технологий: социально-экономические аспекты. М.: ИПУ РАН, 2013. 291 с.
Элькина Г.И. Актуальная тема: О выбросах автомобильной техникой вредных веществ // Стандарты и качество. 2006. № 7. С. 8–9.
Емельянов В.Е. Добиться необходимого качества автомобильных бензинов! // Стандарты и качество. 2011. № 10. С. 62–64.
Xin Yue, Ye Wu, Jiming Hao, Yuan Pang, Yao Ma, Yi Li, Boshi Li, Xiaofeng Bao. Fuel quality management versus vehicle emission control in China, status quo and future perspectives. Energy Policy. 2015. Vol. 79. Iss. C. Р. 87–98.
Петров Р.Л. Экологическая оценка мирового автотранспорта и прогнозы развития // Экология. 2014. № 5. С. 55–58.
Гудков В., Федотов В., Чернова Г. Общественный транспорт: экологический аспект // Стандарты и качество. 2005. № 5. С. 56–59.
Азаров В.К. Может ли автомобиль быть экологически чистым? // Экологическая безопасность. 2014. № 4. С. 59–61.