+7(495) 989 9610
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Нематериальное стимулирование эффективной природоохранной деятельности предприятий

т. 12, вып. 4, апрель 2016

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 16.11.2015

Получена в доработанном виде: 21.01.2016

Одобрена: 17.02.2016

Доступна онлайн: 28.04.2016

Рубрика: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Страницы: 4-17

Банникова Н.В. доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательства и мировой экономики, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Российская Федерация 
nbannikova@mail.ru

Крупина Н.Н. доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета, Пятигорск, Ставропольский край, Российская Федерация 
krupina_n17@mail.ru

Крюкова Н.А. кандидат географических наук, соискатель, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Российская Федерация 
kna2002_79@mail.ru

Загайный В.В. кандидат экономических наук, заместитель главного врача по экономическим вопросам, ГАУЗ СК «Георгиевская стоматологическая поликлиника», Георгиевск, Ставропольский край, Российская Федерация 
vzagaynyy@mail.ru

Предмет. Экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов являются национальными приоритетами России. Статья посвящена нематериальным формам стимулирования инициативной и эффективной природоохранной деятельности, служащей предпосылкой устойчивого развития. Фискальное стимулирование остается решающим фактором перехода предприятий на лучшие доступные технологии, но и потенциал моральной мотивации используется недостаточно. Актуально и востребовано разумное сочетание мер экономического и неэкономического администрирования.
Цели. Анализ причинно-следственной связи морально-этической мотивации и нематериальных ценностей природы, формулировка понятия нематериальное стимулирование природоохранной деятельности. Диагностирование весомых морально-психологических мотивов экологически ответственного поведения предпринимателей. Систематизация и характеристика инструментов государственного нематериального стимулирования предприятий, разработка карты-матрицы стратегического позиционирования взаимодействия государства и предприятия в границах результативного партнерства.
Результаты. Обобщена практика нематериального стимулирования экологически сбалансированного развития предприятий. Предложен практический инструмент стратегического анализа вариантов взаимодействия государства и бизнеса в решении задач охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Выводы и значимость. Предложенный подход к классификации нематериальных стимулов природоохранной деятельности и карта-матрица оценки вариантов партнерского взаимодействия государства и предприятий могут быть использованы в региональной и федеральной практике экологических служб и комитетов.

Ключевые слова: экологическая безопасность, природоохранная деятельность, нематериальное стимулирование, экологический рейтинг, стратегии взаимодействия государства и предприятия (матрица)

Список литературы:

  1. Кручинина Н.В. Стимулирование природоохранной деятельности предприятий в современных условиях: особенности, формы, методы // Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 413–416.
  2. Благов Ю.Е., Савченко А.А. Анализ практики лидеров корпоративной благотворительности в России в 2007–2009 гг. // Российский журнал менеджмента. 2011. Т. 9. № 2. С. 27–48.
  3. Строуп Р., Гвартни Дж. Азбука экономики. Тверь: Институт Национальной Модели Экономики, 2011. 198 с.
  4. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2002. 160 с.
  5. Галочкин И. Мотивы экономического поведения // Вопросы экономики. 2004. № 6. С. 123–129.
  6. Moskowitz M.R. Choosing Socially Responsible Stocks // Business and Society Review. 1972. № 1. Р. 71–75.
  7. Becchetti L., Ciciretti R., Nada K. Corporate Social Responsibility and Shareholder's Value // Journal of Business Research. 2012. Vol. 65. Iss. 11. P. 1628–1635.
  8. Shane P.B., Spicer B.H. Market Response to Environmental Information Produced Outside the Firm // The Accounting Review. 1983. Vol. 58. № 3. Р. 521–538.
  9. Никишин Н.Н. Стимулирующие экологические морально-правовые предписания: материалы XX Огаревских чтений. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1991. С. 21–24.
  10. Долгин А.Б. Как нам стать договоропригодными, или Практическое руководство по коллективным действиям. М.: ОГИ, 2013. 192 с.
  11. Waddock S.A., Graves S.B. The corporate social performance financial performance link // Strategic Management Journal. 1997. Vol. 18. № 4. С. 303–319.
  12. Бурк Л., Логздон Дж.М. Как окупается корпоративная социальная ответственность // Российский журнал менеджмента. 2010. Т. 8. № 4. С. 57–68.
  13. The Machinery and Equipment in Germany 2011/2012. Berlin: Germany Trade and Invest, 2011. 21 p.
  14. Baumast A., Pape J. Betriebliches Umweltmanagement. Theoretische Grundlagen. Stuttgart: Praxisbeispiele, 2001. P. 139–153.
  15. Кальнер В.Д. Рейтинговая индустрия и реалии «зеленой экономики» России. Ч. 1. Рейтинги – инструмент глобализации // Экология и промышленность России. 2013. № 7. С. 54–58.
  16. Hsu A., Johnson L.A., Lloyd A. Measuring Progress: A Practical Guide from the Developers of the Environmental Performance Index (EPI). New Haven: Yale Center for Environmental Law & Policy, 2013. 80 p.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 17, вып. 5, май 2021

Другие номера журнала