+7(495) 989 9610
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Теоретико-игровой подход к проблемам возврата потребительских кредитов в России

т. 12, вып. 6, июнь 2016

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 02.02.2016

Получена в доработанном виде: 07.02.2016

Одобрена: 11.02.2016

Доступна онлайн: 28.06.2016

Рубрика: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Страницы: 4-13

Аглицкий И.С. доктор экономических наук, профессор кафедры системного анализа и моделирования экономических процессов, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация 
ISAglitskiy@fa.ru

Сирота Е.Н. кандидат экономических наук, доцент кафедры системного анализа и моделирования экономических процессов, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация 
ENSirota@fa.ru

Щепетова С.Е. доктор экономических наук, профессор кафедры системного анализа и моделирования экономических процессов, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация 
SESchepetova@fa.ru

Тема. Кризисные явления в потребительском кредитовании России проявляются, в частности, в опасном нарастании просроченной задолженности клиентов, их неудовлетворенности условиями кредитования, а банков – объемами спроса на потребительские кредиты. Это придает проблеме взаимодействия банков с заемщиками в процессе потребительского кредитования особую актуальность. Темой работы является анализ завершающей части бизнес-процесса потребительского кредитования – обслуживания кредита и завершения исполнения кредитного договора.
Цели. Эффективная система взаимодействия банка с заемщиками при обслуживания кредита должна обеспечивать согласование интересов банка (наиболее точное соблюдение графика возврата денежных средств заемщиками) и заемщиков (комфортное приспособление условий платежа к чрезвычайным обстоятельствам добросовестных заемщиков). Преобладающие ныне банковские технологии не обеспечивают такого согласования в полном объеме, что отрицательно сказывается на банках, заемщиках и на развитии потребительского кредитования в целом. Целью работы является анализ эффективных стратегий взаимодействия банка с заемщиками на этапе обслуживания кредита при помощи теоретико-игрового подхода.
Методология. Представлено описание процесса взаимодействия банка с заемщиками при обслуживании потребительского кредита как позиционной многошаговой неантагонистической игры с неполной информацией.
Результаты. Рассмотрение процесса обслуживания потребительского кредита как позиционной неантагонистической игры позволило раскрыть основные чистые игровые стратегии сторон, выявить направления перехода между стратегиями, показать неэффективность стратегии «штрафовать и давить», сформулировать подходы к оптимизации использования стратегий «штрафовать» и «реструктуризировать» на основе концепции равновыгодности.
Выводы. Отказ от позиции банковского «доминирования» и от стратегии «штрафовать и давить», разумное ограничение применения банком стратегии «штрафовать» в ситуациях с приемлемыми для заемщика потерями, а также широкое применение стратегии «реструктурировать» на основе равновыгодности способны снизить конфликтность взаимоотношений «банк – заемщик» и создать предпосылки для расширения сферы потребительского кредитования в России.

Ключевые слова: позиционные игры, неполная информация, равновыгодность

Список литературы:

  1. Войнов И.В., Пудовкина С.Г., Телегин А.И. Моделирование экономических систем и процессов. Опыт построения ARIS-моделей: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. 395 с.
  2. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжениринг корпорации: манифест революции в бизнесе. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. 332 с.
  3. Хаммер М., Хершман Л. Быстрее, лучше, дешевле. Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов. М.: Альпина Паблишер, 2015. 352 с.
  4. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов М.: Аудит. 1997. 222 с.
  5. Новикова И.П. Риски потребительского кредитования: проблемы и пути решения // Интеграл. 2014. № 5-6. С. 79.
  6. Кузнецова Л.Г., Тян Н.Г. Рекламные стратегии и затраты банков на рекламу // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 3. С. 185–188.
  7. Смирнова А.А. Интернет-реклама коммерческого банка: реальность и перспективы развития // Экономика и предпринимательство. 2014. № 8 (49). С. 421–426.
  8. Сигал А.В. Теоретико-игровая оптимизация структуры портфеля в условиях неопределенности и риска // Труды ИСА РАН. 2009. Т. 47. С. 126–136.
  9. Черепанов С.А., Егорова М.С. Дифференцированные и аннуитетные платежи в банковском кредитовании // Молодой ученый. 2015. № 11-4. C. 238–241.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 17, вып. 11, ноябрь 2021

Другие номера журнала