Соболев Л.Б.доктор технических наук, профессор кафедры экономики инноваций и управления проектами, Московский авиационный институт, Москва, Российская Федерация sobolevLB@yandex.ru
Предмет. В статье проведен анализ мирового космического рынка за 2015 г., его сегментация и оценка положения ведущих компаний – производителей космической техники Запада и России в различных сегментах. Известно, что околоземное пространство, называемое еще «ближним космосом», имеет как военное, так и гражданское применение. В США и странах ЕС космическая индустрия все больше переходит к независимым частным компаниям, ведущим жесткую конкурентную борьбу за сферы влияния. В России в связи с заметным отставанием в ряде сегментов космического рынка проводится консолидация космической отрасли России в виде госкорпорации (ассоциированной структуры) «Роскосмос» и Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). Эта структура выступает как заказчиком, так и исполнителем работ. Цели. Повышение экономической эффективности российской ракетно-космической промышленности (РКП) за счет использования опыта структурного построения компаний – мировых лидеров космической индустрии в виде 3–5 бизнес-сегментов, конкурирующих одновременно на нескольких рынках (не обязательно космических). Методология. Сравнительный анализ деятельности ведущих зарубежных и российских компаний, занимающихся разработкой и производством ракетно-космической техники (РКТ). Подведение итогов и выработка рекомендаций. Результаты. Проведенный анализ показал, что российские компании РКП пошли по традиционному для России пути создания объединенной корпорации «Роскосмос-ОРКК», то есть простому «собиранию активов». В то же время ограниченность финансовых ресурсов, потребность внутреннего рынка в широком спектре высокотехнологичной продукции (в том числе в рамках импортозамещения) подталкивает российские компании РКП к поиску более гибких форм кооперации, характерных для космических компаний Запада. Выводы. В условиях усиления конкуренции на мировом космическом рынке необходимо искать оптимальные формы интеграции как в рамках объединенных корпораций, так и отдельных бизнес-сегментов, и развивать внутреннюю конкуренцию в стране.
Степанов А.С. Военная космическая программа США: проблемы и перспективы // Россия и Америка в ХХI веке. 2014. № 2. С. 4–5. URL: Link
Лукшин Б.С. Развитие военно-космических программ США в контексте реализации доктрины глобального доминирования // Россия и Америка в ХХI веке. 2009. № 1. С. 7–8. URL: Link
Данилина М.В., Литвинов А.Н., Крупенков В.В. Сравнительный анализ космических программ России, США и Китая // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. С. 302–304. URL: Link
Павлов Н.В. Перспективы спутниковых навигационных систем // Авиационные системы. 2016. № 6. С. 28–37.
Крылов А. Космическая деятельность России, США, Китая и Индии // Технологии и средства связи. 2011. № 6. С. 52–54.