«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Анализ детерминант конъюнктуры мирового рынка нефти и их влияния на финансовые результаты компаний танкерного флота

Купить электронную версию статьи

Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
т. 14, вып. 12, декабрь 2018

Получена: 27.08.2018

Получена в доработанном виде: 19.09.2018

Одобрена: 05.10.2018

Доступна онлайн: 14.12.2018

Рубрика: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Коды JEL: F40, R41, R43

Страницы: 2340–2355

https://doi.org/10.24891/ni.14.12.2340

Бабурина О.Н. доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории, экономики и менеджмента, Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийск, Российская Федерация 
olgababurina@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-1618-0483
SPIN-код: 4867-8024

Тема. В статье исследуется динамика конъюнктуры мирового нефтяного рынка и фрахтового рынка нефти и нефтепродуктов.
Цели. Выявление ключевых факторов трансформации конъюнктуры современного мирового рынка нефти и анализ их воздействия на финансовые результаты компаний мирового и российского танкерного флота.
Методология. В работе использованы системный подход, вероятностно-статистический и историко-сравнительный методы. Источником информации явились обзоры рынка нефти Международного энергетического агентства (МЭА) и обзоры морского транспорта ЮНКТАД.
Результаты. Определено, что на конъюнктуру мирового рынка нефти влияют фундаментальные и финансово-спекулятивные факторы. Новая технология добычи нефти, используемая на американской территории, сделала США первой в мире нефтедобывающей страной. Рост добычи и экспорта американской нефти – ключевой детерминант современного мирового нефтяного рынка. В условиях резкой волатильности мировых нефтяных цен динамика международных морских перевозок нефти и нефтепродуктов отличается устойчивой повышательной тенденцией. Решающее значение на финансовые результаты судоходных компаний оказывает конъюнктура фрахтового рынка и стоимость бункерного топлива. Индексы Балтийской биржи, отражающие доходность судоходных компаний, показывают реальный спрос на нефтеналивные суда.
Выводы. Глобальные манипуляции ценой на «черное золото» приводят к резким колебаниям фрахтовых цен и цен на бункерное топливо судоходных компаний, что препятствует устойчивому развитию отрасли. Наличие танкерного флота является императивом для экономики России как крупнейшей нефтедобывающей страны мира. Выявление детерминантов трансформации мирового рынка нефти служит базой для развития нефтеналивного флота России. В условиях геополитической напряженности неустойчивое финансовое положение крупнейшей танкерной компании ПАО «Совкомфлот» и регистрация ее судов под флагами иностранных государств представляют угрозу национальной безопасности России.

Ключевые слова: мировой рынок нефти, танкерный флот, международные морские перевозки, ПАО «Совкомфлот»

Список литературы:

  1. Гаранина О.Л. Актуальные вопросы биржевого ценообразования на нефть // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 4. С. 98–113. URL: Link
  2. Швандар К.В., Плотников С.В., Бородин А.Д. Возможности моделирования при прогнозировании конъюнктуры мировых товарных рынков (на примере рынка нефти) // Деньги и кредит. 2010. № 4. С. 63–69.
  3. Акбердина В.В., Чернавин Н.П., Чернавин Ф.П. Применение метода комитетов к прогнозированию реакции цен на нефть на изменение в запасах нефти // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. Вып. 5. С. 1079–1097. URL: Link
  4. Харина К. Анализ факторов, определяющих тенденции конъюнктуры на мировом рынке нефти на ближайшую и среднесрочную перспективу // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. № 3. С. 131–133.
  5. Окунева С.Е. Тенденции и перспективы развития мирового рынка нефти // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. Вып. 8. С. 877–894. URL: Link
  6. Савин В.А. Циклические колебания конъюнктуры мирового рынка нефти // Российский внешнеэкономический вестник. 2005. № 7. С. 21–30. URL: Link
  7. Масленников А.О. Мировая система биржевой торговли нефтяными фьючерсами: новейшие тенденции // Деньги и кредит. 2015. № 3. С. 69–72.
  8. Логинов Е.Л., Логинова В.Е. Стратегические финансовые операции на мировых рынках как инструмент оперирования ценами на нефть // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 11. С. 11–20. URL: Link
  9. Poulakidas A., Joutz F. Exploring the Link Between Oil Prices and Tanker Rates. Maritime Policy & Management, 2009, vol. 36, iss. 3, pp. 215–233. URL: Link
  10. Shi W., Yang Z., Li K.X. The Impact of Crude Oil Price on the Tanker Market. Maritime Policy & Management, 2013, vol. 40, iss. 4, pp. 309–322. URL: Link
  11. Бабурина О.Н., Хекерт Е.В. Динамика морских перевозок нефтегазовых ресурсов в условиях великой рецессии XXI столетия // Бюллетень транспортной информации. 2017. № 5. С. 11–17.
  12. Бабурина О.Н. Внешнеторговые перевозки нефти и нефтепродуктов морским флотом России: динамика дисбаланса // Транспортное дело России. 2017. № 2. С. 90–95. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 15, вып. 5, май 2019

Другие номера журнала