Соболев Л.Б.доктор технических наук, профессор кафедры экономики инноваций и управления проектами, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Российская Федерация sobolevLB@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 7442-7216
Тема. Все новые страны преодолевают довольно высокие входные барьеры на рынки самолетостроительной и космической отраслей. Поскольку с окончанием холодной войны военные бюджеты западных стран сохраняются на постоянном уровне, военные поставщики США и стран ЕС строят свои стратегии развития на усилении гражданских сегментов, диверсификации, инновациях, создании стратегических альянсов и других известных методах повышения эффективности деятельности корпораций. Сильная конкуренция на всех аэрокосмических рынках заставляет западные компании постоянно модернизировать свою продукцию и снижать издержки – в том числе за счет сотрудничества с конкурентами для уменьшения сроков вывода новых продуктов на рынок и разделения рисков по отдельным проектам. Оптимальная стратегия обеспечивает устойчивое развитие корпораций на высококонкурентных рынках, рост производительности труда и стоимости акций. Цели. Анализ способов повышения качества стратегий развития и государственных программ авиационной и космической отраслей РФ для обеспечения экономической безопасности страны. Методология. Сравнительный анализ стратегий развития ведущих мировых и российских аэрокосмических корпораций. Результаты. Западные аэрокосмические корпорации благодаря разнообразным продуманным стратегиям развития в соответствии с мировыми трендами обеспечивают стабильный рост экономических показателей (суммарной выручки, количества продаж, биржевой стоимости акций). Выводы. В условиях усиления конкуренции на мировом аэрокосмическом рынке полезно рассмотреть альтернативные варианты стратегий развития авиационной и космической отраслей России, восстановить внутреннюю конкуренцию (хотя бы советского типа), более продуманно подходить к проблеме диверсификации авиационных и космических холдингов.
Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2009. 331 с.
Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
Соболев Л.Б. К вопросу реструктуризации Объединенной авиастроительной корпорации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т. 14. Вып. 3. С. 411–426. URL: Link
Варшавский А.Е., Дубинина М.Г. Синергия производства военной и гражданской продукции (на примере авиационной промышленности) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. Вып. 1. С. 20–33. URL: Link
Поярков А.А. Реформирование военной экономики США // Вопросы экономических наук. 2007. № 4. С. 113–117.
Федорович В.А., Муравник В.Б., Бочкарев О.И. США: военная экономика (организация и управление). М.: Международные отношения, 2013. С. 38.
Соболев Л.Б., Куприн И.Л. Диверсификация аэрокосмических корпораций // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 9. С. 21–32. URL: Link
Ардисламов В., Кокорева М. Диверсификация и горизонтальная интеграция: выбор эффективного типа слияний и поглощений // Экономическая политика. 2010. № 6. С. 144–156.
Соболев Л.Б. Сетевая форма организации бизнеса в авиационных корпорациях // Труды МАИ. 2012. № 59. URL: Link
Грачев М., Юрков С., Большаков З. О консолидации транснациональных корпораций // Экономические стратегии. 1999. № 1. С. 111–118.
Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке / пер. с англ. М.: Вильямс, 2004. 272 с.
Кашин В.Б. Структурная реформа китайского авиапрома в 2008–2012 гг. и его выход на мировой рынок // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2012. № 17. С. 322–335. URL: Link