«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Социальные экстерналии образовательных инвестиций: опыт стран ОЭСР

Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
т. 15, вып. 4, апрель 2019

Получена: 24.01.2019

Получена в доработанном виде: 11.02.2019

Одобрена: 28.02.2019

Доступна онлайн: 15.04.2019

Рубрика: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Коды JEL: E21, F63, H52, J24, I25

Страницы: 629–647

https://doi.org/10.24891/ni.15.4.629

Недоспасова О.П. доктор экономических наук, доцент, профессор Школы инженерного предпринимательства Национального исследовательского Томского политехнического университета, Томск, Российская Федерация 
olgaeconomy@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-8272-4616
SPIN-код: 1356-4741

Барышева Г.А. доктор экономических наук, профессор Школы инженерного предпринимательства Национального исследовательского Томского политехнического университета, Томск, Российская Федерация 
ganb@tpu.ru

https://orcid.org/0000-0002-2746-1355
SPIN-код: 2263-6317

Кайда А.Ю. студентка магистратуры Инженерной школы информационных технологий и робототехники Национального исследовательского Томского политехнического университета, Томск, Российская Федерация 
ayk13@tpu.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: отсутствует

Предмет. Последние десятилетия стали временем широкого признания инвестиций в сферу образования как ключевого условия социально-экономического развития общества и благополучия личности. Во множестве научных работ неоднократно подтверждена ценность идеи о том, что затраты на образование, понесенные домашними хозяйствами, фирмами и государством, принесут значительную социально-экономическую отдачу, позволят повысить доходы и упрочить социально-экономический статус индивида как объекта инвестиций такого рода, в том числе обеспечат личности и обществу значительные социальные преференции.
Цели. Комплексное исследование, основанное на данных актуальной статистики по странам ОЭСР, направленное на выявление, сравнение и обобщение информации о явных и неявных социальных экстерналиях, которые обусловлены уровнем образования человека и меняются при его увеличении.
Методология. Анализ международных статистических данных, сравнение, теоретический анализ и синтез, абстрагирование, индукция, классификация и аналогия.
Результаты. Описаны малоизученные формы проявления и степень выраженности экстерналий, обусловленных инвестициями в сферу образования. Показано влияние уровня образования (начального, среднего, высшего), достигнутого взрослыми людьми в возрасте 25–64 лет в различных странах ОЭСР на степень выраженности субъективных оценочных суждений о состоянии здоровья, о наличии ограничений в физической активности из-за проблем со здоровьем, об удовлетворенности жизнью в целом, о склонности (или несклонности) мужчин и женщин с разным уровнем образования к депрессии.
Выводы. Выявлены возможные причины неоднородности полученных результатов в различных странах ОЭСР, в том числе о различиях в результатах для мужчин и женщин. Аргументирована важность выявленных закономерностей для перспектив социально-экономического развития России и для обоснования решений о масштабах и формах инвестиций в сферу образования.

Ключевые слова: образование, инвестиции, экстерналии, здоровье, удовлетворенность жизнью

Список литературы:

  1. Атаханов Р.А. Инвестиции в образование: теория и методология // Фундаментальные исследования. 2018. № 1. С. 24–28.
  2. Ильина Н.А., Путилов А.В. Инновационная экономика, инновационное бизнес-образование и инновационные компетенции // Инновации. 2016. № 1. С. 31–37.
  3. Корнилова И.М. Высшее образование России в условиях рыночной экономики в XXI веке // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2016. № 2. С. 15–19.
  4. Леонова Ж.К. Высшее образование как фактор экономической безопасности в условиях развития инновационной экономики // Вестник РАЕН. 2016. Т. 16. № 4. С. 22–25.
  5. Psacharopoulos G., Patrinos H.A. Returns to investment in education: A decennial review of the global literature // Education Economics. 2018. Vol. 26. P. 445–458.
  6. Abankina I.V., Abankina T.V., Filatova L.M. The pitfalls of differentiation in the financing of Russian universities // Russian Education and Society. 2018. No. 2. P. 101–132.
  7. Мельников Р.М. Оценка эффективности инвестиций в высшее и среднее профессиональное образование в современных российских условиях // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. Вып. 8. С. 1486–1507. URL: Link
  8. Недоспасова О.П., Барышева Г.А., Таран Е.А. Многосубъектный подход к обеспечению благополучия: взгляд с позиций теории человеческого капитала: монография. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2015. 290 с.
  9. Gigliotti P., Sorensen L.C. Educational resources and student achievement: Evidence from the save harmless provision in New York state // Economics of Education Review. 2018. Vol. 66. P. 167–182.
  10. Heckman S.J., Montalto C.P. Consumer risk preferences and higher education enrollment decisions // Journal of Consumer Affairs. 2018. Vol. 52. Iss. 1. P. 166–196.
  11. Li M., Goetz S.J., Weber B. Human capital and intergenerational mobility in U.S. counties // Economic Development Quarterly. 2018. Vol. 32. Iss. 1. P. 18–28.
  12. Соболева И.В., Чубарова Т.В. Вызовы для социальной политики России: необходимость новой модели // Экономическая наука современной России. 2017. № 3. С. 55–69.
  13. Фролова Е.В., Рогач О.В. Экономика образования: от бесплатной привилегии к коммерциализации образовательных услуг // Социальная политика и социология. 2017. Т. 16. № 5. С. 167–174.
  14. Савицкая Е.В., Алтунина Н.С. Высшее образование: репутационные эффекты, сигнальные искажения и благоприятный отбор // Journal of Institutional Studies. 2017. № 9. С. 117–133.
  15. Issayeva G.K., Abdikadirova A.A., Aliyeva Z.T. et al. Public private partnerships in education: Modes of governance in developing economy // Journal of Entrepreneurship Education. 2018. Vol. 21. Iss. 3. P. 112–128.
  16. Flory J.A. Formal finance and informal safety nets of the poor: Evidence from a savings field experiment // Journal of Development Economics. 2018. Vol. 135. P. 517–533.
  17. Datzberger S. Why education is not helping the poor. Findings from Uganda // World Development. 2018. Vol. 110. P. 124–139.
  18. Hodge G.A., Greve C. On public–private partnership performance: a contemporary review // Public Works Management and Policy. 2017. Vol. 22. Iss. 1. P. 55–78.
  19. Григорьева И.А. Сто лет трансформаций социальной политики в России // Журнал исследований социальной политики. 2017. № 4. С. 497–514.
  20. Денисова И.П., Рукина С.Н. Финансовое обеспечение социальной политики в современных условиях // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. Т. 9. Вып. 37. С. 2–12.
  21. Лунькин А.Н. Инновационное развитие экономики и профессиональное образование: проблемы взаимосвязи // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2018. № 1. С. 120–134.
  22. Вякина И.В. Социально-экологические аспекты экономической безопасности в рамках концепции устойчивого развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т. 14. Вып. 12. С. 2259–2276. URL: Link
  23. Цыплакова Д.А. Внешние эффекты знаний как объективная предпосылка формирования экономики знаний // Экономические науки. 2010. № 9. С. 45–48.
  24. Недоспасова О.П., Кайда А.Ю., Недоспасов А.А. Финансирование высшего образования в условиях экономической нестабильности: общее и частное для стран ОЭСР // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. Т. 12. Вып. 7. С. 178–191.
  25. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1996. 687 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 15, вып. 4, апрель 2019

Другие номера журнала