Реферирование и индексированиеРИНЦReferativny Zhurnal VINITI RAS Worldcat LCCN Permalink Google Scholar Электронные версии в PDFEBSCOhostEastview Elibrary Biblioclub ![]() |
![]() |
Социальные экстерналии образовательных инвестиций: опыт стран ОЭСРЖурнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
|
Недоспасова О.П. доктор экономических наук, доцент, профессор Школы инженерного предпринимательства Национального исследовательского Томского политехнического университета, Томск, Российская Федерация Барышева Г.А. доктор экономических наук, профессор Школы инженерного предпринимательства Национального исследовательского Томского политехнического университета, Томск, Российская Федерация Кайда А.Ю. студентка магистратуры Инженерной школы информационных технологий и робототехники Национального исследовательского Томского политехнического университета, Томск, Российская Федерация |
Предмет. Последние десятилетия стали временем широкого признания инвестиций в сферу образования как ключевого условия социально-экономического развития общества и благополучия личности. Во множестве научных работ неоднократно подтверждена ценность идеи о том, что затраты на образование, понесенные домашними хозяйствами, фирмами и государством, принесут значительную социально-экономическую отдачу, позволят повысить доходы и упрочить социально-экономический статус индивида как объекта инвестиций такого рода, в том числе обеспечат личности и обществу значительные социальные преференции.
Цели. Комплексное исследование, основанное на данных актуальной статистики по странам ОЭСР, направленное на выявление, сравнение и обобщение информации о явных и неявных социальных экстерналиях, которые обусловлены уровнем образования человека и меняются при его увеличении.
Методология. Анализ международных статистических данных, сравнение, теоретический анализ и синтез, абстрагирование, индукция, классификация и аналогия.
Результаты. Описаны малоизученные формы проявления и степень выраженности экстерналий, обусловленных инвестициями в сферу образования. Показано влияние уровня образования (начального, среднего, высшего), достигнутого взрослыми людьми в возрасте 25–64 лет в различных странах ОЭСР на степень выраженности субъективных оценочных суждений о состоянии здоровья, о наличии ограничений в физической активности из-за проблем со здоровьем, об удовлетворенности жизнью в целом, о склонности (или несклонности) мужчин и женщин с разным уровнем образования к депрессии.
Выводы. Выявлены возможные причины неоднородности полученных результатов в различных странах ОЭСР, в том числе о различиях в результатах для мужчин и женщин. Аргументирована важность выявленных закономерностей для перспектив социально-экономического развития России и для обоснования решений о масштабах и формах инвестиций в сферу образования.
Ключевые слова: образование, инвестиции, экстерналии, здоровье, удовлетворенность жизнью
Список литературы:
- Атаханов Р.А. Инвестиции в образование: теория и методология // Фундаментальные исследования. 2018. № 1. С. 24–28.
- Ильина Н.А., Путилов А.В. Инновационная экономика, инновационное бизнес-образование и инновационные компетенции // Инновации. 2016. № 1. С. 31–37.
- Корнилова И.М. Высшее образование России в условиях рыночной экономики в XXI веке // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2016. № 2. С. 15–19.
- Леонова Ж.К. Высшее образование как фактор экономической безопасности в условиях развития инновационной экономики // Вестник РАЕН. 2016. Т. 16. № 4. С. 22–25.
- Psacharopoulos G., Patrinos H.A. Returns to investment in education: A decennial review of the global literature // Education Economics. 2018. Vol. 26. P. 445–458.
- Abankina I.V., Abankina T.V., Filatova L.M. The pitfalls of differentiation in the financing of Russian universities // Russian Education and Society. 2018. No. 2. P. 101–132.
- Мельников Р.М. Оценка эффективности инвестиций в высшее и среднее профессиональное образование в современных российских условиях // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. Вып. 8. С. 1486–1507. URL: Link
- Недоспасова О.П., Барышева Г.А., Таран Е.А. Многосубъектный подход к обеспечению благополучия: взгляд с позиций теории человеческого капитала: монография. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2015. 290 с.
- Gigliotti P., Sorensen L.C. Educational resources and student achievement: Evidence from the save harmless provision in New York state // Economics of Education Review. 2018. Vol. 66. P. 167–182.
- Heckman S.J., Montalto C.P. Consumer risk preferences and higher education enrollment decisions // Journal of Consumer Affairs. 2018. Vol. 52. Iss. 1. P. 166–196.
- Li M., Goetz S.J., Weber B. Human capital and intergenerational mobility in U.S. counties // Economic Development Quarterly. 2018. Vol. 32. Iss. 1. P. 18–28.
- Соболева И.В., Чубарова Т.В. Вызовы для социальной политики России: необходимость новой модели // Экономическая наука современной России. 2017. № 3. С. 55–69.
- Фролова Е.В., Рогач О.В. Экономика образования: от бесплатной привилегии к коммерциализации образовательных услуг // Социальная политика и социология. 2017. Т. 16. № 5. С. 167–174.
- Савицкая Е.В., Алтунина Н.С. Высшее образование: репутационные эффекты, сигнальные искажения и благоприятный отбор // Journal of Institutional Studies. 2017. № 9. С. 117–133.
- Issayeva G.K., Abdikadirova A.A., Aliyeva Z.T. et al. Public private partnerships in education: Modes of governance in developing economy // Journal of Entrepreneurship Education. 2018. Vol. 21. Iss. 3. P. 112–128.
- Flory J.A. Formal finance and informal safety nets of the poor: Evidence from a savings field experiment // Journal of Development Economics. 2018. Vol. 135. P. 517–533.
- Datzberger S. Why education is not helping the poor. Findings from Uganda // World Development. 2018. Vol. 110. P. 124–139.
- Hodge G.A., Greve C. On public–private partnership performance: a contemporary review // Public Works Management and Policy. 2017. Vol. 22. Iss. 1. P. 55–78.
- Григорьева И.А. Сто лет трансформаций социальной политики в России // Журнал исследований социальной политики. 2017. № 4. С. 497–514.
- Денисова И.П., Рукина С.Н. Финансовое обеспечение социальной политики в современных условиях // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. Т. 9. Вып. 37. С. 2–12.
- Лунькин А.Н. Инновационное развитие экономики и профессиональное образование: проблемы взаимосвязи // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2018. № 1. С. 120–134.
- Вякина И.В. Социально-экологические аспекты экономической безопасности в рамках концепции устойчивого развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т. 14. Вып. 12. С. 2259–2276. URL: Link
- Цыплакова Д.А. Внешние эффекты знаний как объективная предпосылка формирования экономики знаний // Экономические науки. 2010. № 9. С. 45–48.
- Недоспасова О.П., Кайда А.Ю., Недоспасов А.А. Финансирование высшего образования в условиях экономической нестабильности: общее и частное для стран ОЭСР // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. Т. 12. Вып. 7. С. 178–191.
- Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1996. 687 с.
Посмотреть другие статьи номера »


ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)
Свежий номер журнала
|
Другие номера журнала




