«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Германская концептуально-программная разработка «Индустрия 4.0»: аспекты менеджмента цифровой экономики (Индустрия 4.0 как ноу-хау немецкой экономической школы)

Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
т. 15, вып. 10, октябрь 2019

Получена: 30.07.2019

Получена в доработанном виде: 16.08.2019

Одобрена: 30.08.2019

Доступна онлайн: 15.10.2019

Рубрика: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Коды JEL: M19, O30, O39

Страницы: 1931–1948

https://doi.org/10.24891/ni.15.10.1931

Шеве Г. доктор экономики, профессор, заведующий кафедрой экономики предприятий, организации персонала и инноваций, Вестфальский университет им. Вильгельма, Мюнстер, Германия 
Gerhard.Schewe@wiwi.uni-muenster.de

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: отсутствует

Хюзиг С. доктор экономики, профессор, заведующий кафедрой инновационных исследований и технологического менеджмента, декан учебной программы магистратуры по менеджменту, Технический университет, Хемнитц, Германия 
stefan.huesig@wirtschaft.tu-chemnitz.de

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: отсутствует

Гумерова Г.И. доктор экономических наук, профессор департамента менеджмента, Финансовый университет при Правительстве РФ, руководитель направления Фонда инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО), Москва, Российская Федерация 
GIGumerova@fa.ru

https://orcid.org/0000-0002-5198-7576
SPIN-код: 4426-5494

Шаймиева Э.Ш. доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, заведующая научно-исследовательской лабораторией менеджмента знаний факультета менеджмента и инженерного бизнеса, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Казань, Российская Федерация 
shaimieva@ieml.ru

https://orcid.org/0000-0002-9588-0199
SPIN-код: 5592-5270

Предмет. Реализация цифровой экономики посредством управленческого знания инициативы Индустрия 4.0 за период 2011–2017 гг., основателем которой выступает немецкая научная экономическая школа. Разработка инструментов, формирующих основу Менеджмента 4.0, применимых для развития российской цифровой экономики.
Тема. Изучение концептуально-программной разработки «Индустрия 4.0» как ноу-хау немецкой экономической школы.
Цели. Изучение инициативы Индустрия 4.0 и Менеджмента 4.0 (с позиции его инструментария). Выявление инструментов Менеджмента 4.0, разработка понятия менеджмента цифровой экономики на основе Менеджмента 4.0. Формирование основных направлений развития менеджмента.
Методология. В исследовании использован логический системный анализ опубликованных данных, общенаучные методы познания, методы системного анализа, приемы обобщения и группировки, абстрактно-логический метод.
Результаты. На основе обзора трудов немецких ученых инициатива Индустрия 4.0 представлена как ноу-хау немецкой экономической школы и как концептуально-программная разработка. На основе опыта и инструментов Менеджмента 4.0 сформировано понятие «менеджмент цифровой экономики», определен инструментарий и разработаны направления развития российской цифровой экономики.
Область применения. Результаты исследования могут быть использованы в поисковых системах НЭБ e-library, ЭБС Znaium.com, в области менеджмента цифровой экономики, практике его реализации.
Выводы. На основе авторской методики осуществлено исследование Менеджмента 4.0, определено понятие «менеджмент цифровой экономики», разработаны 68 направлений развития российской цифровой экономики.

Ключевые слова: менеджмент цифровой экономики, цифровая экономика, Индустрия 4.0, виртуальная организация, цифровые компетенции, e-health

Список литературы:

  1. Roth A. Einführung und Umsetzung von Industrie 4.0. Grundlagen, Vorgehensmodell und Use Cases aus der Praxis. Berlin, Heidelberg, Springer Gabler Verlag, 2016, 278 p.
  2. Шеве Г., Хюзиг С., Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Менеджмент цифровой экономики. Менеджмент 4.0: монография. М.: КноРус, 2019. 232 с.
  3. Bates J. Das Internet der Dinge im industriellen Kontext aus US-amerikanischer Sicht. In: Praxishandbuch Industrie 4.0. Stuttgart, Schäffer-Poeschel Verlag, 2017, pp. 33–45.
  4. Becker L. Nachhaltiges Business Development Management Strategien für die Transformation. Springer Fachmedien Wiesbaden GmbH, 2018, 52 p.
  5. Mayländer Th. Management 4.0 – den digitalen Wandel erfolgreich meistern. Das Kursbuch für Führungskräfte. München, Hanser Verlag, 2017, 381 p.
  6. Bullinger H.-J., Hompel M. Internet der Dinge. Berlin, Heidelberg, Springer Verlag, 2007, 461 p.
  7. Lucks K. Praxishandbuch Industrie 4.0. Stuttgart, Schäffer-Poeschel Verlag, 2017, 856 p.
  8. Siepmann D. Industrie 4.0-Struktur und Historie. In: Einführung und Umsetzung von Industrie 4.0. Grundlagen, Vorgehensmodell und Use Cases aus der Praxis. Berlin, Heidelberg, Springer Gabler Verlag, 2016, pp. 19–31.
  9. Andelfinger V.P., Hänisch T. Industrie 4.0 Wie cyber-physische Systeme der Arbeitswelt verändern. Wiesbaden, Springer Gabler, 2017, 272 p.
  10. Köhler-Schute Ch. Industrie 4.0: Ein praxisorientierter Ansatz. Berlin, KS-Energy-Verlag, 2015, 172 p.
  11. Drath R. Industrie 4.0 – eine Einführung. In: Einführung und Umsetzung von Industrie 4.0. Grundlagen, Vorgehensmodell und Use Cases aus der Praxis. Berlin, Heidelberg: Springer Gabler Verlag, 2014. P. 17–73.
  12. Eder M. Digitale Evolution. Wie die digitalisierte Ökonomie unser Leben, Arbeiten und Miteinander verändern will. Wiesbaden, Springer, 2017, 375 p.
  13. Gehrke L. Entwicklung eines Industrie-4.0-Management-konzepts als Beitrag zur Digitalen Transformation der Logistik und Produktion. Eine empirische Fallstudienanalyse in der Automobilindustrie. Dortmund, 2017, 418 p.
  14. Jahn M. Industrie 4.0 konkret. Ein Wegweiser in die Praxis. Springer Gabler, 2017, 62 p.
  15. Kagermann H., Winter J. Industrie 4.0 und plattformbasierte Geschäftsmodellinnovationen. In: Lucks K. Praxishandbuch Industrie 4.0. Stuttgart, Schäffer-Poeschel Verlag, 2017, pp. 29–33.
  16. Kett I., Schewe G. Management Skills. Beziehungen nutzen, Probleme lösen, effektiv kommunizieren. Gabler Verlag, 2010, 206 p.
  17. Schewe G., Becker S. Innovationen für den Mittelstand. Ein prozessorientierter Leitfaden für KMU. Springer Gabler, 2009, 191 p.
  18. Christensen C.M., Raynor M.E., McDonald R. What Is Disruptive Innovation? In: Disruption and Transformation Management. Digital Leadership – Digitales Midset – Digitale Strategie. Wiesbaden, Spinger Gabler, 2015, pp. 366–345.
  19. Hüsig S. Disruptive or Sustaining Impact of WLAN Hotspots? The Role of Business Model Innovation in the Western European Hotspot Markets. International Journal of Innovation in the Digital Economy, 2012, vol. 3, iss. 1, pp. 41–58. URL: Link
  20. Huesig S., Hipp C., Dowling M. Analysing Disruptive Potential: The Case of Wireless Local Area Network and Mobile Communications Network Companies. R&D Management, 2005, vol. 35, iss. 1, pp. 17–35. URL: Link
  21. Schreiner N., Kenning P. Teilen statt Besitzen: Disruption im Rahmen der Sharing Economy. In: Disruption and Transformation Management. Digital Leadership – Digitales Midset – Digitale Strategie. Wiesbaden, Spinger Gabler, 2018, pp. 356–376. URL: Link
  22. Krystek U., Redel W., Reppengather S. Grundzüge virtueller Organisationen: Elemente und Erfolgsfaktoren. Chancen und Risiken. Wiesbaden, Springer Gabler, 1997, 420 p.
  23. Dierkes M. Das Virtuelle Unternehmen als Transformationsinstrument. Bamberg, Difo-Druck GmbH, 2001, 225 p.
  24. Liebs A., Schuchardt A. Telearbeit. Ein Leitfaden für Unternehmen. Ministerium für Frauen, Jugend, Familie und Gesundheit des Landes Nordrhein-Westfalen. Teil A. Düsseldorf, 1999, 48 p.
  25. Liebs A., Schuchardt A. Telearbeit. Ein Leitfaden für Beschäftigte. Ministerium für Frauen, Jugend, Familie und Gesundheit des Landes Nordrhein-Westfalen. Teil B. Düsseldorf, 1999, 49 p.
  26. Hovert S. Agiler führen. Einfache Maßnahmen für bessere Teamarbeit, mehr Leistung und höhere Kreativität. Wiesbaden, Springer Gabler, 2018, 250 p.
  27. Ahrens D., Gessler M. Von der Humanisierung zur Digitalisierung: Entwicklungsetappen betrieblicher Kompetenzentwicklung. In: Kompetenzentwicklung in analogen und digitalisierten Arbeitswelten. Berlin, Springer-Verlag, 2018, pp. 157–187.
  28. Becker J.H., Ebert H., Pastoors S. Praxishandbuch berufliche Schlüssel-Kompetenzen. Spinger Verlag, 2018, 237 p.
  29. Mathis Ch., Wintersteiger A. Agile Developer Skills. Effektives Arbeiten in einem Scrum-Team. Padeborn, M.P. Media-Print Informationstechnologie GmbH, 2011, 392 p.
  30. Luger A. Kernkompetenzen für virtuelle Unternehmen. Saarbrücken, VDM Verlag Dr. Müller GmbH & Co. KG, 2006, 142 p.
  31. Hovart D., Gust P. Innovationen aus der Perspektive von Betriebswirtschaftslehre und Ingenieurwissenschaft. In: Kompetenzentwicklung in analogen und digitalisierten Arbeitswelten. Berlin, Springer Verlag, 2018, pp. 9–17.
  32. Терлыга А.Ф., Терлыга Н.Г., Кортов С.В. Подходы к развитию университета как центра технологического лидерства // Качество. Инновации. Образование. 2016. № 8-10. C. 18–24.
  33. Specht D., Kahmann J. Regelung kooperativer Tätigkeit im virtuellen Unternehmen. In: Virtuelle Unternehmen. Zeitschrift für Betriebswirtschaft, vol. 2. Wiesbaden, Spinger Gabler, 2000, pp. 55–75. URL: Link
  34. Anderie L. Gamification, Digitaliesierung und Industrie 4.0. Transformation und Dusruption verstehen und erfolgreich managen. Springer Gabler, 2018. 53 p.
  35. Anderie L. Games Industry Management. Gründung, Strategie und Leadership – Theoretische Grundlagen. Springer Gabler, 2016, 276 p.
  36. Becker W., Ulrich P., Botzkowski T. Industrie 4.0 im Mittelstand. Best Practices und Implikationen für KMU. Springer Gabler, 2017, 152 p.
  37. Schircks A., Drenth R., Schneider R. Strategie für Industrie 4.0. Praxiswissen für Mensch und Organisation in der digitalen Transformation. Springer Gabler, 2017, 179 p.
  38. Striewe F. Partizipation, Arbeitszufriedenheit und Belastung in „neuen“ Organisationsformen am Beispiel von Beratungsunternehmen – Normative Thesen im Konzept lernender Organisationen im Spiegel empirischer Befunde. Bochum, iAi Bochum Institute for Applied Innovation Research e.V., 2008, 267 p.
  39. Schewe G., Nienaber A.-M., Händeler K. Konzeptionelle Herleitung eines Wirkungsmodells von Vertrauen in Geschäftsbeziehungen. In: Arbeitspapiere des Lehrstuhls für Betriebswirtschaftslehre, insb. Organisation, Personal und Innovation der Westfälischen Wilhelms-Universität Münster. Münster, Lehrstuhl für BWL, insb. Organisation, Personal und Innovation, 2008, 17 p.
  40. Geld als Vertrauen. In.: Reifner U. Das Geld. Band 1. Ökonomie des Geldes. Kooperation und Akkumulation. Springer, 2017, pp. 70–75.
  41. Frey U. Vertrauen durch Strategie. Strategien in KMU einfach entwickeln und damit Vertrauen schaffen. Springer Gabler, 2016, 192 p.
  42. Pose U. Von der Führungskraft zur Führungspersöhnlichkeit. Vom Wert einer Vertrauens- und Verantwortungskultur. Springer Gabler, 2016, 231 p.
  43. Elchenlaub A. Vertrauensaufbau bei virtueller Kommunikation durch Ähnlichkeitswahrnehmung. Lüneburg, Springer Gabler, 2009, 205 p.
  44. Fladtnitzer M. Vertrauen als Erfolgsfaktor virtueller Unternehmen. Klagenfurt, Springer Gabler, 2005, 269 p.
  45. Peters M.L. Vertrauen in Wertschöpfungspartnerschaften zum Transfer von retentivem Wissen. Duissburg-Essen, Springer Gabler, 2008, 1001 p.
  46. Kleiner T.-M. Vertrauen in Nationen durch kulturelle Nähe? Analyse eines sozialen Mechanismus. Wiesbaden, Springer, 2014, 278 p.
  47. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Организационно-управленческие положения электронного здравоохранения на основе Индустрии 4.0: разработка бизнес-модели для российской практики c учетом услуг телемедицины // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 72. С. 115–142. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 15, вып. 10, октябрь 2019

Другие номера журнала