+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Трансформация образования как мета-тренд цифровой экономики

Купить электронную версию статьи

т. 16, вып. 10, октябрь 2020

Получена: 09.07.2020

Получена в доработанном виде: 25.07.2020

Одобрена: 12.08.2020

Доступна онлайн: 15.10.2020

Рубрика: СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ

Коды JEL: D11, D85, J26, I25, O33

Страницы: 1960–1979

https://doi.org/10.24891/ni.16.10.1960

Егина Н.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск, Российская Федерация 
avantacom@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-5483-0355
SPIN-код: 2167-2651

Земскова Е.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск, Российская Федерация 
zemskovalena@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-4145-7683
SPIN-код: 9618-7031

Предмет. Влияние детерминант цифровой экономики на трансформацию системы образования.
Цели. Разработка авторского подхода, в соответствии с которым капитал образования является специфическим активом цифровой экономики, обладающим акселеративным эффектом и формирующим новые тенденции интегративно-сетевого образования.
Методология. Исследование проведено на основе применения принципов системно-интегративного, междисциплинарного и мультидисциплинарного подходов.
Результаты. Установлено, что важнейшими факторами, детерминирующими социально-экономический прогресс, становятся специфические, присущие только цифровой экономике, свойства человеческого капитала. Показано, что в новых условиях возрастает роль интегративно-распределенного сетевого взаимодействия участников глобальных, национальных, корпоративных и социальных сетей в подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих новыми информационно-сетевыми навыками и компетенциями, возникает новая форма человеческого капитала – капитал образования сети (сетевой капитал образования). Описаны положительные экстерналии, возникающие в результате включения сферы образования в сетевые коммуникационные процессы. Показана эволюция форм образования, свойственная определенному этапу социально-экономического развития. Установлено, что капитал образования приобретает свойства специфического актива, приносящего квазиренту, и выступает в роли социального лифта только при условии возрастания вовлеченности в сеть большего количества акторов.
Выводы. Кросснаучный характер исследования эволюции форм образования показал необходимость применения системного подхода, позволяющего обосновать его трансформацию в эпоху цифровой экономики и появление его новой формы – сетевого образования. Ведь именно технологии и инструменты цифровой экономики становятся теми уникальными факторами, которые позволят в полной мере создавать акселеративный эффект капитала образования и использовать все разнообразие сетевых эффектов как для формирования интеллектуального капитала, так и для социально-экономического развития стран мира, их социальной трансформации.

Ключевые слова: цифровая экономика, образование, капитал образования сети, акселеративный эффект, компетенции

Список литературы:

  1. Yegina N.A., Zemskova E.S., Gorin V.A., Stepanova D.I. Applying Consumer Behavior Theory in the Context of the Digital Transformation of the Economy. International Journal of Supply Chain Management, 2019, vol. 8, no. 3, pp. 341–347.
  2. Solow R. A Contribution to the Theory of Economic Growth. The Quarterly Journal of Economics, 1956, vol. 70, no. 1, pp. 65–94. URL: Link
  3. Schultz T.W. Capital Formation by Education. Journal of Political Economy, 1960, vol. 68, no. 6, pp. 571–583. URL: Link
  4. Becker G. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis. Journal of Political Economy, 1962, vol. 70, no. 5, part 2, pp. 9–49. Stable URL: Link
  5. Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969. 479 с.
  6. Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира. М.: Прогресс, 1972. 767 с.
  7. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 2004. 944 с.
  8. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Bethesda, MD, World Futures Society, 1981, 171 p.
  9. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004. 784 с.
  10. Romer Р. Increasing Returns and Long-Run Growth. The Journal of Political Economy, 1986, vol. 94, no. 5, pp. 1002–1037. URL: Link
  11. Lucas R. On the Mechanics of Economic Development. Journal of Monetary Economics, 1988, vol. 22, pp. 3–42. URL: Link
  12. Moreno J. Who Shall Survive? Foundations of Sociometry. In: Group Psychotherapy and Sociodrama. Beacon, NY, Beacon House, 1953, 763 р.
  13. Granovetter M. Economic Action and Social Structure: The Problem of Embeddedness. American Journal of Sociology, 1985, vol. 91, no. 3, pp. 481–510. Stable URL: Link
  14. Dubini P., Aldrich H. Personal and Extended Networks Are Central to the Entrepreneurial Process. Journal of Business Venturing, 1991, vol. 6, iss. 5, pp. 305–313. URL: Link90021-5
  15. Jones C., Hesterly W., Borgatti S. A General Theory of Network Governance: Exchange Conditions and Social Mechanisms. Academy of Management Review, 1997, vol. 22, iss. 4, pp. 911–945. URL: Link
  16. Becker G. A Treatise on the Family. Cambridge, London, Harvard University Press, 1991, 424 p.
  17. Alchian A.A., Demsetz H. Production, Information Costs, and Economic Organization. The American Economic Review, 1972, vol. 62, no. 5, pp. 777–795. Stable URL: Link
  18. Bourdieu P. Espace Social et Pouvoir Symbolique. Paris, Editions de Minuit, 1987, 392 p.
  19. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  20. Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2011. 437 c.
  21. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education: From Pedagogy to Andragogy. New York, Association Press, 1980, 400 p.
  22. Eisen M.-J. Peer-Based Learning: A New-Old Alternative to Professional Development. Adult Learning, 2001, vol. 12, iss. 1, pp. 9–10. URL: Link
  23. Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2009. 176 с.
  24. Василевская Е.В. Сетевые механизмы развития профессиональной компетентности педагогов // Непрерывное педагогическое образование.RU. 2013. № 5.
  25. Асмолов А.Г. Сложный человек как вызов педагогике возможностей // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 1. С. 13–19.
  26. Кичерова М.Н., Зюбан Е.В., Муслимова Е.О.  Неформальное образование: международный опыт признания компетенций // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2020. № 1. С. 126–158.
  27. Баскакова М.Е., Соболева И.В.  Новые грани функциональной неграмотности в условиях цифровой экономики // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2019. № 1. С. 244–263. URL: Link
  28. Дятлов С.А., Ханхунова А.Ю. Особенности трансформации системы воспроизводства человеческого капитала в цифровой экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного университета. 2019. № 2. С. 14–17.
  29. Егина Н.А. Трансформация модели поведения потребителя в условиях цифровой экономики // Финансы и кредит. 2019. Т. 25. Вып. 9. С. 1971–1986. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 4, апрель 2024

Другие номера журнала