+7(495) 989 9610
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Анализ самодвижения российской образовательной системы

Купить электронную версию статьи

т. 17, вып. 4, апрель 2021

Получена: 14.09.2020

Получена в доработанном виде: 30.09.2020

Одобрена: 20.10.2020

Доступна онлайн: 15.04.2021

Рубрика: СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ

Коды JEL: H52, I22, I28, O15

Страницы: 758–780

https://doi.org/10.24891/ni.17.4.758

Смирнов В.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (ЧувГУ), Чебоксары, Российская Федерация 
v2v3s4@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-6198-3157
SPIN-код: 3120-4077

Предмет. Самодвижение российской образовательной системы.
Цели. Определение направления и выделение результатов самодвижения российской образовательной системы.
Методология. Исследование основано на системном подходе с применением метода статистического, нейросетевого и кластерного анализа.
Результаты. Выделены источники проблем формирования и развития образовательной системы России. Нейросетевой анализ темпов прироста самодвижения российской образовательной системы с применением данных Всемирного банка выявил иерархию существенных индикаторов, отражающих ее структуру. Иерархия существенных индикаторов указала на феминизацию самодвижения российской образовательной системы и доминирование женщин в социальной действительности. Кластерный анализ темпов прироста самодвижения российской образовательной системы определил причину феминизации. Анализ темпов прироста самодвижения российской образовательной системы с применением данных Института статистики ЮНЕСКО дополнил картину перспектив развития образования в России. Выявлено отрицательное явление самодвижения российской образовательной системы в виде существенного снижения прироста школьников младшего возраста и дошкольников, значительного отставания темпов прироста государственных расходов на образование в общем объеме государственных расходов.
Область применения. Результаты исследования формируют необходимый уровень компетенций государственных органов власти для принятия управленческих решений по сохранению российской образовательной системы.
Выводы. Возрастающая роль образовательной системы в формирующемся новом мировом технологическом укладе указывает на ее стратегическое место в системе национальной безопасности. Налицо явная феминизация самодвижения российской образовательной системы, меняющая принципы становления общества, обусловливающая доминирование женщины в социальной действительности. Изменение принципов становления российского общества посредством феминизации самодвижения образовательной системы обостряет неопределенность перспектив его существования.

Ключевые слова: национальная безопасность, неопределенность перспектив, образовательная система, самодвижение, становление общества, феминизация

Список литературы:

  1. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. М.: Эгвес, 2009. 156 с.
  2. Гречко М.В. Исследование онтологии и оценка воспроизводства интеллектуального капитала на современном этапе развития отечественной экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т. 14. Вып. 4. С. 658–672. URL: Link
  3. Астафьева О.В. Исследование особенностей управления образовательными учреждениями с учетом влияния цифровизации на учебный процесс // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15. Вып. 4. С. 772–783. URL: Link
  4. Roth T., Siegert M. Does the Selectivity of an Educational System Affect Social Inequality in Educational Attainment? Empirical Findings for the Transition from Primary to Secondary Level in Germany. European Sociological Review, 2016, vol. 32, iss. 6, pp. 779–791. URL: Link
  5. Forster A.G., Werfhorst H.G. Navigating Institutions: Parents’ Knowledge of the Educational System and Students’ Success in Education. European Sociological Review, 2020, vol. 36, iss. 1, pp. 48–64. URL: Link
  6. Jackson M., Khavenson T., Chirkina T. Raising the Stakes: Inequality and Testing in the Russian Education System. Social Forces, 2020, vol. 98, iss. 4, pp. 1613–1635. URL: Link
  7. Недоспасова О.П., Кайда А.Ю., Недоспасов А.А. Финансирование высшего образования в условиях экономической нестабильности: общее и частное для стран ОЭСР // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. Т. 12. Вып. 7. С. 178–191. URL: Link
  8. Beach J., Med J.B. Early Childhood Programs and the Education. Paediatrics and Child Health, 2009, vol. 14, iss. 10, pp. 666–668. URL: Link
  9. Díez F., Villa A., Lopez A.L., Iraurgi I. Impact of Quality Management Systems in the Performance of Educational Centers: Educational Policies and Management Processes. Heliyon, 2020, vol. 6, iss. 4, Article e03824. URL: Link
  10. Tamaki K., Arakawa M., Arame M., Ono Y. Development of Educational Programs for System Creators and Business Producers in Future Strategy Design in Action Project Group Activities Through Industry-University Cooperation. Procedia Manufacturing, 2019, vol. 39, pp. 1377–1382. URL: Link
  11. Basler A., Kriesi I. Adolescents' Development of Occupational Aspirations in a Tracked and Vocation-Oriented Educational System. Journal of Vocational Behavior, 2019, vol. 115, Article 103330. URL: Link
  12. Huisman J., Lepori B., Seeber M., Frølich N., Scordato L. Measuring Institutional Diversity Across Higher Education Systems. Research Evaluation, 2015, vol. 24, iss. 4, pp. 369–379. URL: Link
  13. Blommaert L., Muja A., Gesthuizen M., Wolbers M.H.J. The Vocational Specificity of Educational Systems and Youth Labour Market Integration: A Literature Review and Meta-Analysis. European Sociological Review, 2020, vol. 36, iss. 5, Article jcaa017. URL: Link
  14. Тараскина А.В., Обухова Н.С., Золотова С.В. Оценка экономической безопасности территориальных образовательных систем высшего образования в региональном управлении // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. Вып. 12. С. 2312–2334. URL: Link
  15. Нидергаус Е.О. Риски трансформации академической среды: реальность или миф? // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 3. С. 87–98. URL: Link
  16. Захарова Е.Ю., Порш Л.А. Особенности тенденций феминизации образования в современном российском обществе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2017. Т. 12. № 3. С. 93–97. URL: Link
  17. Сушко Н.Г. Феминизация среднего образования как социально-психологическая проблема // Ученые заметки ТОГУ. 2017. Т. 8. № 2. С. 536–541. URL: Link
  18. Баранова Н.М., Сорокин Л.В. Роль научных исследований и разработок в устойчивом развитии экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. Вып. 11. С. 2035–2048. URL: Link
  19. Kucera D., Tejani S. Feminization, Defeminization, and Structural Change in Manufacturing. World Development, 2014, vol. 64, pp. 569–582. URL: Link
  20. Aisa R., Larramona G., Pueyo F. Poverty in Europe by Gender: The Role of Education and Labour Status. Economic Analysis and Policy, 2019, vol. 63, pp. 24–34. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 17, вып. 5, май 2021

Другие номера журнала