+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Северный морской путь в системе государственного стратегического планирования

т. 17, вып. 10, октябрь 2021

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 08.07.2021

Получена в доработанном виде: 22.07.2021

Одобрена: 10.08.2021

Доступна онлайн: 15.10.2021

Рубрика: Приоритеты России

Коды JEL: О20, R11, R58

Страницы: 1810–1829

https://doi.org/10.24891/ni.17.10.1810

Иванова М.В. доктор экономических наук, доцент, главный научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина, Кольский научный центр РАН (ИЭП КНЦ РАН), Апатиты, Российская Федерация 
mv.ivanova@ksc.ru

https://orcid.org/0000-0002-6091-8804
SPIN-код: 8710-6812

Предмет. Система государственного стратегического управления и планирования, сопряженная с существенными изменениями во внешней макросреде (политической, экономической и общественной). Изменения в пространственной организации экономики России с акцентом на Арктический регион.
Цели. Изучение взаимосвязи между документами государственного стратегического планирования, определяющими долгосрочную перспективу развития Северного морского пути (СМП). Анализ возможностей освоения арктических запасов нефти и газа, которые во многом зависят от создания системы морских коммуникаций.
Методология. Исследование базируется на общенаучном подходе. Теоретические построения основаны на исследованиях зарубежных и отечественных ученых, специалистов в области стратегического управления, планирования, теории непредвиденных обстоятельств и стратегических изменений. Информационной базой послужили систематизированные законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы государственного стратегического планирования.
Результаты. Проведен анализ нормативных стратегических документов РФ, принятых в период 2014–2020 гг. и затрагивающих развитие Арктической зоны РФ и Северного морского пути. Произведена систематизация документов в целях периодизации и взаимоувязки направлений развития СМП и определения его роли в изменении пространственной организации экономики страны. Показано стратегическое значение СМП для безопасности и экономики страны.
Выводы. В сложившейся системе стратегического планирования Северный морской путь фактически является ядром арктической экономики России. Таким образом, появляются новые возможности для развития предпринимательства и улучшения социально-экономического положения арктических территорий.

Ключевые слова: стратегия, стратегическое планирование, Арктика, Северный морской путь

Список литературы:

  1. Струмилин С.Г. На плановом фронте. М.: Госполитиздат, 1958. 626 с.
  2. Демидова Е.В. Теоретико-правовые аспекты развития стратегического территориального планирования в Российской Федерации // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2011. № 3. С. 14–20. URL: Link
  3. George B., Desmidt S. A State of Research on Strategic Management in the Public Sector: An Analysis of the Empirical Evidence. In: Strategic Management in Public Organizations: European Practices and Perspectives. Routledge, 2014. P. 151–172. URL: Link
  4. Bryson J.M., Berry F.S., Yang K. The State of Public Strategic Management Research: A Selective Literature Review and Set of Future Directions // The American Review of Public Administration. 2010. Vol. 40. Iss. 5. P. 495–521. URL: Link
  5. Poister T.H., Pasha O.Q., Edwards L.H. Does Performance Management Lead to Better Outcomes? Evidence from the U.S. Public Transit Industry // Public Administration Review. 2013. Vol. 73. No. 4. P. 625–636. URL: Link
  6. Hansen M.B. Antecedents of Organizational Innovation: The Diffusion of New Public Management into Danish Local Government // Public Administration. 2011. Vol. 89. No. 2. P. 285–306. URL: Link
  7. Donaldson L. The Contingency Theory of Organizational Design: Challenges and Opportunities. In: Burton R.M., Håkonsson D.D., Eriksen B., Snow C.C. (eds) Organization Design. Information and Organization Design Series, vol. 6. Springer, Boston, MA, 2006. URL: Link
  8. Boyne G.A., Meier K.J. Environmental Turbulence, Organizational Stability, and Public Service Performance // Administration & Society. 2009. Vol. 40. No. 8. P. 799–824. URL: Link
  9. Довбий И.П., Калина Е.С., Маковкина С.А. Институциональные и правовые аспекты стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. 2018. Вып. 63. № 12. С. 88–99. URL: Link
  10. Фалеев А.В., Новоселов А.С. Стратегическое планирование как основа долгосрочного развития региональной экономики (на материалах Новосибирской области) // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2019. № 3. #5913. URL: Link
  11. Городецкий А.Е. Государственное стратегическое планирование: региональный опыт // Экономическое возрождение России. 2019. № 2. С. 115–131. URL: Link
  12. Пасмурцева Н.Н. Формирование системы государственного стратегического управления: модель и проблемы реализации // Московский экономический журнал. 2020. № 8. URL: Link
  13. Иванова М.В., Козьменко А.С. Пространственная организация морских коммуникаций Российской Арктики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 2. С. 92–104. URL: Link
  14. Иванова М.В., Козьменко А.С. Научные основания пространственной экономики и теории новой экономической географии // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2020. № 4. С. 32–41. URL: Link
  15. Серова Н.А., Серова В.А. Основные тенденции развития транспортной инфраструктуры российской Арктики // Арктика и Север. 2019. № 36. С. 42–56. URL: Link
  16. Грузинов В.М., Зворыкина Ю.В., Иванов Г.В. и др. Арктические транспортные магистрали на суше, акваториях и в воздушном пространстве // Арктика: экология и экономика. 2019. № 1. С. 6–20. URL: Link
  17. Schach M., Madlener R. Impact of an Ice-Free Northeast Passage on LNG Markets and Geopolitics // Energy Policy. 2018. Vol. 122. P. 438–448. URL: Link
  18. Хайниненн Л. Обзор арктической политики и стратегий // Арктика и Север. 2020. № 39. С. 195–202. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала