«Финансы и кредит»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Механизмы налогового стимулирования развития «зеленых» транспортных систем: опыт Норвегии

Журнал «Финансы и кредит»
т. 24, вып. 4, апрель 2018

Получена: 22.03.2018

Получена в доработанном виде: 04.04.2018

Одобрена: 17.04.2018

Доступна онлайн: 28.04.2018

Рубрика: БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Коды JEL: O18, O33, Q42

Страницы: 767—783

https://doi.org/10.24891/fc.24.4.767

Ратнер С.В. доктор экономических наук, сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Москва, Российская Федерация 
lanaratner@ipu.ru

https://orcid.org/0000-0003-3485-5595
SPIN-код: 7840-4282

Предмет. Мировая практика государственного стимулирования развития «зеленых» транспортных систем свидетельствует о том, что в современных экономических условиях меры налогового стимулирования/дестимулирования являются наиболее популярными и эффективными среди других механизмов поддержки экологически чистых транспортных технологий. Поэтому фокусом данного исследования является налоговая система Норвегии как страны с наибольшим на сегодняшний день уровнем использования электромобилей. В работе изучается эволюция механизмов государственного стимулирования распространения автомобилей с нулевым уровнем эмиссии парниковых газов в Норвегии, моделируются основные функции транспортного налогообложения.
Методология. Использовались метод библиографического анализа, методы описательной статистики, метод кейс-стади и математическое моделирование (сценарно-параметрическое моделирование).
Результаты. Предложена балансовая модель, позволяющая проиллюстрировать действие основного принципа норвежской системы налогообложения в условиях, адаптированных к текущим показателям развития российского автомобильного рынка. Модель позволяет осуществить тонкую настройку системы налогообложения автомобилей и путем варьирования входных параметров добиться такой динамики роста доли электромобилей, которая может быть признана оптимальной с точки зрения мониторинга качества окружающей среды и достаточности сопутствующей сервисной и зарядочной инфраструктуры. Модель также позволяет ввести дифференциацию автомобилей по критерию стоимости и сформировать прогрессивную шкалу налогообложения.
Область применения. Полученные теоретические выводы и результаты прикладного характера могут использоваться при разработке государственных программ стимулирования развития электромобильного и других видов экологически чистого транспорта в России и в решении задач корректировки действующих схем транспортных налогов на основе критериев экологичности.

Ключевые слова: электромобили, финансовые стимулы, налоговые льготы, субсидирование, инфраструктура подзарядки

Список литературы:

  1. Азаров В.К. К вопросу о необходимости разработки экологического налога на автотранспортные средства // Экология и промышленность России. 2015. № 10. С. 52—56.
  2. Макарова И.А. Россия на пути экологизации транспортного и топливного налога // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2015. № 4. С. 212—223.
  3. Петров Р.Л. Составят ли электромобили и подключаемые к электросети гибридные автомобили PHEV конкуренцию традиционным ДВС? // Журнал автомобильных инженеров. 2015. № 6. С. 12—18. URL: http://www.aae-press.ru/f/95/12.pdf
  4. Полищук Н.В. Экологическая логистика: электромобиль, мировой опыт и перспективы использования в Pоссии // Транспортное дело России. 2017. № 2. С. 110—114.
  5. Азаров В.К., Гайсин С.В., Кутенев В.Ф., Васильев А.В. Эколого-экономические проблемы различных проектов «экологически чистого» зеленого автомобиля // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2015. Т. 1. № 2. С. 16—23.
  6. Раков В.А., Карпова К.Е., Гавриленков Д.А. Эффективность использования энергетических ресурсов электромобилями и автомобилями, работающими на водородном топливе // Энергетика. Инновационные направления в энергетике. CALS-технологии в энергетике. 2015. Т. 1. С. 86—90.
  7. Nealer R., Hendrickson T.P. Review of Recent Lifecycle Assessments of Energy and Greenhouse Gas Emissions for Electric Vehicles. Current Sustainable/Renewable Energy Reports, 2015, vol. 2, iss. 3, pp. 66–73. URL: https://doi.org/10.1007/s40518-015-0033-x
  8. Hawkins T., Gausen O.M., Strømman A.H. Environmental Impacts of Hybrid and Electric Vehicles — A Review. The International Journal of Life Cycle Assessment, 2012, vol. 17, iss. 8, pp. 997–1014. URL: https://doi.org/10.1007/s11367-012-0440-9
  9. Hawkins T.R., Singh B., Majeau-Bettez G., Strømman A.H. Comparative Environmental Life Cycle Assessment of Conventional and Electric Vehicles. Journal of Industrial Ecology, 2013, vol. 17, iss. 1, pp. 53–64. URL: https://doi.org/10.1111/j.1530-9290.2012.00532.x
  10. Ellingsen L.A.W., Majeau-Bettez G., Singh B. et al. Life Cycle Assessment of a Lithium-Ion Battery Vehicle Pack. Journal of Industrial Ecology, 2014, vol. 18, iss. 1, pp. 113–124. URL: https://doi.org/10.1111/jiec.12072
  11. Li B., Gao X., Li J., Yuan C. Life Cycle Environmental Impact of High-Capacity Lithium Ion Battery with Silicon Nanowires Anode for Electric Vehicles. Environmental Science Technology, 2014, vol. 48, iss. 5, pp. 3047–3055. URL: https://doi.org/10.1021/es4037786
  12. Shen W., Zhang B., Zhang Y. et al. Research on Life Cycle Energy Consumption and Environmental Emissions of Light-Duty Battery Electric Vehicles. Materials Science Forum, 2015. URL: https://doi.org/10.4028/www.scientific.net/MSF.814.447
  13. Dunn J.B., Gaines L., Sullivan J., Wang M.Q. Impact of Recycling on Cradle-to-gate Energy Consumption and Greenhouse Gas Emissions of Automotive Lithium-Ion Batteries. Environmental Science Technology, 2012, vol. 46, iss. 22, pp. 12704–12710. URL: https://doi.org/10.1021/es302420z
  14. Sathre R., Scown C.D., Kavvada O., Hendrickson T.P. Energy and Climate Effects of Second-Life Use of Electric Vehicle Batteries in California through 2050. Journal of Power Sources, 2015, no. 288, pp. 82–91. URL: https://doi.org/10.1016/j.jpowsour.2015.04.097
  15. Иосифов В.В. Сценарный анализ со-направленного развития инновационных автотранспортных технологий и технологий электрогенерации // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 11. С. 167—178. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenarnyy-analiz-so-napravlennogo-razvitiya-innovatsionnyh-avtotransportnyh-tehnologiy-i-tehnologiy-elektrogeneratsii
  16. Dunn J.B., Gaines L., Kelly J.C. et al. The Significance of Li-ion Batteries in Electric Vehicle Lifecycle Energy and Emissions and Recycling's Role in its Reduction. Energy & Environmental Science, 2014, vol. 8, iss. 1, pp. 158–168. URL: https://doi.org/10.1039/C4EE03029J
  17. Hendrickson T.P., Kavvada O., Shah N. et al. Lifecycle Implications and Supply Chain Logistics of Electric Vehicle Battery Recycling in California. Environmental Research Letters, 2015, vol. 10, iss. 1. URL: http://iopscience.iop.org/article/10.1088/1748-9326/10/1/014011/meta
  18. Faria R., Marques P., Garcia R. et al. Primary and secondary use of electric mobility batteries from a life cycle perspective. Journal of Power Sources, 2014, vol. 262, pp. 169–177. URL: https://doi.org/10.1016/j.jpowsour.2014.03.092
  19. Ивлев С.Н. Электромобиль Ellada: проблемы продвижения и меры поддержки // Труды НАМИ. 2014. № 257. С. 65—75. URL: http://nami.ru/uploads/files/trudy_rys257.pdf
  20. Иосифов В.В., Бобылёв Э.Э. Развитие российского рынка электромобилей: тенденции, перспективы, барьеры // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. № 11. С. 1273—1289. URL: https://doi.org/10.24891/fa.10.11.1273
  21. Стеценко Ю.В. Потенциальные покупатели электромобилей не осознают свою личную выгоду // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 1. С. 5—8.
  22. Макарова И.А. Оценка эффективности экологических налогов с позиции «загрязнитель платит» в скандинавских странах: методика и результаты исследования // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. № 40. С. 124—140.
  23. Голубева А.С., Магарил Е.Р. Экономическое стимулирование сокращения эмиссии CO2 автотранспортом // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2016. Т. 15. № 3. С. 359—381. URL: https://doi.org/10.15826/vestnik.2016.15.3.019
  24. Ратнер С.В., Иосифов В.В. Исследование динамики инвестиционных процессов в машиностроении на основе моделей с распределенными лагами // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 29. С. 43—48. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/issledovanie-dinamiki-investitsionnyh-protsessov-v-mashinostroenii-na-osnove-modeley-s-raspredelennymi-lagami
  25. Ратнер С.В., Иосифов В.В. Формирование рынков энергетического машиностроения в Китае и Индии // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2013. № 3. С. 52—62. URL: https://vestnik.urfu.ru/fileadmin/user_upload/site_15934/archive/2013/3/06-03-13_Ratner.pdf
  26. Haugneland P., Lorentzen E., Bu C., Hauge E. Put a Price on Carbon to Fund EV Incentives – Norwegian EV Policy Success. EVS30 Symposium Stuttgart, Germany, October 9–11, 2017.
  27. Lorentzen E., Haugneland P., Bu C., Hauge E. Charging Infrastructure Experiences in Norway – The Worlds Most Advanced EV Market. EVS30 Symposium Stuttgart, Germany, October 9–11, 2017.
  28. Mersky A.C., Sprei F., Samaras C., Qian Z. Effectiveness of Incentives on Electric Vehicle Adoption in Norway. Transportation Research Part D: Transport and Environment, 2016, no. 46, pp. 56–68. URL: https://doi.org/10.1016/j.trd.2016.03.011

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 24, вып. 7, июль 2018

Другие номера журнала