«Региональная экономика: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Определение и анализ конкурентов при разработке стратегии развития туризма региона

Журнал «Региональная экономика: теория и практика»
т. 13, вып. 25, июль 2015

Получена: 28.01.2015

Одобрена: 17.02.2015

Доступна онлайн: 19.07.2015

Рубрика: РЕКРЕАЦИЯ И ТУРИЗМ

Страницы: 2-12

Платонова Н.А. доктор экономических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе, Российский государственный университет туризма и сервиса, Черкизово, Пушкинский район, Московская область, Российская Федерация 
prorektor_nir@mail.ru

Кривошеева Т.М. кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-образовательного центра "Государственное регулирование туризма", Российский государственный университет туризма и сервиса, Черкизово, Пушкинский район, Московская область, Российская Федерация 
ktm-ipad@mail.ru

Предмет и тема. Статья посвящена аналитическим исследованиям регионов-конкурентов в рамках стратегического планирования деятельности субъектов Российской Федерации по стимулированию развития внутреннего и въездного туризма. В последние пять лет разрабатываются региональные стратегии и целевые программы по развитию туризма, поэтому изучение регионов-конкурентов и их деятельности необходимо для дифференциации собственного регионального туристического продукта в процессе его формирования и позиционирования.
     Цели и задачи. Цель - выработка методического подхода к определению и анализу конкурентов при разработке стратегии развития туризма в субъектах Российской Федерации. Для достижения данной цели необходимо разработать общие подходы и методы выявления конкурентов, предложить способ снижения субъективности при аналитических исследованиях, сформировать систему критериев, по которым регион будет отнесен к числу конкурентов, представить результаты апробации авторских методических разработок, полученных в рамках работы над стратегией развития туризма в Ярославской области до 2025 г.
     Методология.
Отбор конкурентов строился по многоступенчатой методике на основе открытых источников по следующим направлениям: сходство туристской специализации и структуры туристско-рекреационного потенциала, близость к основным рынкам сбыта туристического продукта (рынок внутреннего туризма и рынок въездного туризма), статистика показателей развития туризма, интеграция в наиболее известный российский туристический продукт "Золотое кольцо России".
     Результаты. Предложена поэтапная последовательность действий по определению и анализу регионов-конкурентов с описанием содержания исследовательских работ, способов определения оценочных параметров и основных аналитических методов.
     Обсуждение и применение.
Выбор критериев и показателей определения и анализа регионов-конкурентов, к сожалению, ограничен фактором доступности официальной информационной базы. Без дальнейшего ее совершенствования невозможно добиться повышения качества и научно-практической точности подобного рода исследований.
     Выводы и значимость. Представленные авторами подходы носят в определенной степени универсальный характер и могут быть использованы в исследованиях любых отраслей и сфер деятельности.

Ключевые слова: туризм, туристический продукт, стратегия, анализ, конкуренты

Список литературы:

  1. Авдеева Т.Т., Решетняк Т.А. Концептуальные подходы к определению направленности и оценки качества государственного и муниципального управления // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 364. С. 107–112.
  2. Акерман Е.Н., Михальчук А.А., Трифонов А.Ю. Динамическая модель исследования экономического пространства Сибирского Федерального округа на основе факторного и кластерного подходов // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363. С. 144–149.
  3. Ахунов Р.Р. Проблемы межрегиональной конкуренции за федеральные ресурсы // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 1. С. 82–87.
  4. Балынин И.В. Анализ макроэкономических показателей регионального развития субъектов Российской Федерации в 2008–2012 годах // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2015. № 1. С. 124–127.
  5. Балынин И.В. Рейтинговая оценка субъектов Российской Федерации по уровню риска несбалансированности региональных бюджетов (на основе разработанной модели) // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2014. № 3. С. 104–109.
  6. Важенина И.С., Важенин С.Г. Конкурентный иммунитет территории // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 2. С. 70–78.
  7. Гайнанов Д.А., Кириллова С.А., Кантор О.Г. Диагностика реализации социального потенциала регионов Российской Арктики с позиций устойчивого развития // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 376. С. 132–136.
  8. Гринчель Б.Н., Назарова Е.А. Экспериментальная проверка метода измерения конкурентного потенциала регионов России // Модернизация и экономическая безопасность России: т. 2. М.; СПб: Нестор-История, 2011. С. 354–383.
  9. Емельянов Ю.С. Леонова Ю.Ю. Оценка инвестиционной привлекательности регионов России // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 7. С. 40–47.
  10. Зубакова H.H. Кластерный подход ведения туристского бизнеса как инструмент развития туризма в России // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 47–53.
  11. Зубакова H.H. Механизм разработки кадастра туристских ресурсов: организационная специфика // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332. С. 136–139.
  12. Зубакова H.H., Уфимцев A.C. Оценка туристских ресурсов региона как инструмент их систематизации // Сервис plus. 2010. № 4. С. 123–128.
  13. Зюзина М.Л. Научная база стратегического управления: что есть в арсенале менеджмента? // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2015. № 1. С. 302–308.
  14. Кузьмин Д.И., Соколовский А.А. Конкурентоспособность региона и ее факторы (на примере Красноярского края) // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 356. С. 135–139.
  15. Мельникова Л.В. Долгосрочные стратегии регионального развития: перспективы роста и ограничения // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 1. С. 79–88.
  16. Новичков Н.В. Маркетинг регионов: конкурентный подход // ARS ADMINISTRANDI. 2011. № 2. С. 5–12.
  17. Овсянников В.П., Якунин В.Н. Традиционное культурное наследие в молодых индустриальных городах // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 58–62.
  18. Ушакова Е.О. Вопросы комплексной оценки туристских ресурсов региона // Российское предпринимательство. 2012. № 8. С. 132–137.
  19. Ушакова Е.О. Эффективность внедрения геоинформационных систем управления региональными туристскими ресурсами (на примере Новосибирской области) // Российское предпринимательство. 2013. № 21. С. 76–85.
  20. Харитонова Т.В. Концепция формирования государственных минимальных социальных стандартов в сфере туризма // Сервис в России и за рубежом. 2009. № 5. С. 265–271.
  21. Шмакова М.Н. Зарубежный опыт территориального стратегирования и возможности его применения в российской практике // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 1. С. 69–74.
  22. Юдина М.А. Системный подход к региональной диагностике // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 12. С. 72–78.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 17, вып. 11, ноябрь 2019

Другие номера журнала