+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Региональная экономика: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Пути развития творчества в креативно ориентированном регионе: отечественный опыт

т. 14, вып. 7, июль 2016

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 17.12.2015

Получена в доработанном виде: 30.12.2015

Одобрена: 11.01.2016

Доступна онлайн: 18.07.2016

Рубрика: РЕГИОНАЛЬНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Страницы: 23-34

Красавин Е.М. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и эконометрики, Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики, Нижний Новгород, Российская Федерация 
ekrasavin@hse.ru

Красавина Р.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и эконометрики, Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики, Нижний Новгород, Российская Федерация 
rkrasavina@hse.ru

Предмет. Статья посвящена развитию творчества в креативно ориентированном регионе с иерархично устроенным креативным пространством и ценностными характеристиками территории базирования.
Цели. Выявление траекторий развития творческих идей при преобразовании региона из индустриального в инновационный на менее затратной и более прогрессивной креативной основе.
Методология. Использованы методы системного анализа, вертикальный и горизонтальный виды анализа, методы систематизации, классификации и иерархии, на основании которых разработана дескриптивная модель распространения и трансформации творческой идеи в многосубъектном креативном пространстве.
Результаты. Креативно ориентированный регион представлен как локалитет с иерархично структурированным креативным пространством трех последовательных уровней организации, имеющих собственные цели и факторы развития. Определено, что их связи формируют элементы ценности территории и их характеристики, что важно для новой урбанистической конфигурации с высоким качеством жизни и ведения бизнеса. Насыщение региона креативными элементами представлено как идеальный вариант распространения творческих идей путем горизонтального распространения творческого обучающего импульса и вертикальной циркуляции с обогащением и трансформацией в ходе взаимодействия субъектов-носителей. Выделены субъективные и объективные факторы, препятствующие продуктивному распространению творческих идей, показаны пути их преодоления за счет развития творческой инфраструктуры, дебюрократизации управления сферой научно-технического и культурного творчества, насыщения производства малыми инновационными предприятиями, преодоления разрыва между коммерцией и культурой.
Выводы. В настоящее время существует необходимость восприятия на уровне региона креативности как редкого ресурса и эффективного общественного блага, позволяющего строить перспективные стратегии территориальной конкурентоспособности и экономического роста на основе трансферта аккумулированных знаний в творческие идеи преобразований.

Ключевые слова: креативная экономика, креативный класс, креативно ориентированный регион, траектории креативности, творческая идея

Список литературы:

  1. Лэндри Ч. Креативный город. М.: Классика XXI, 2011. 399 с.
  2. Хокинс Дж. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. М.: Классика-XXI, 2011. 256 с.
  3. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика XXI, 2011. 432 с.
  4. Dolfsma W., Gerben Van der Velde. Industry innovativeness, firm size and entrepreneurship: Schumpeter Mark III? // Journal of Evolutionary Economics. 2014. № 24. P. 713–736. doi: 10.1007/s00191-014-0352-x
  5. Taylor C. Between Culture, Policy and Industry: Modalities of Intermediation in the Creative Economy // Regional Studies. 2015. № 49. P. 362–373. doi: 10.1080/00343404.2012.748981
  6. Heinze R.G., Hoose F. The Creative Economy: Vision or Illusion in the Structural Change? // European Planning Studies. 2013. № 2. P. 516–535, doi: 10.1080/09654313.2012.722936
  7. Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. М.: ВШЭ, 2011. 384 с.
  8. Камерон Р. Краткая экономическая история мира. От палеолита до наших дней. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. 544 с.
  9. Tae Kyung Sung. The Creative Economy in Global Competition // Technological Forecasting and Social Change. 2015. № 96. P. 89–91. doi: 10.1016/j.techfore.2015.04.003
  10. Caterina Branzanti. Creative Clusters and District Economies: Towards a Taxonomy to Interpret the Phenomenon // International Journal of Cultural Policy. 2015. № 23. P. 1401–1418. doi: 10.1080/09654313.2014.935930
  11. Batabyal A.A., Beladi H. Aspects of the Accumulation of Creative Capital in a Regional Economy // Technological Forecasting and Social Change. 2015. № 98. P. 88–92. doi: 10.1016/j.techfore.2015.06.007
  12. Clare K. The Essential Role of Place within the Creative Industries: Boundaries networks and play // Cities. 2013. № 34. P. 52–57. doi: 10.1016/j.cities.2012.05.009
  13. Lee N., Rodriguez-Pose A. Innovation in Creative Cities: Evidence from British Small Firms // Industry and Innovation. 2014. № 21. P. 494–512. doi: 10.1080/13662716.2014.983748
  14. Comunian R., Taylor C., Smith D.N. The Role of Universities in the Regional Creative Economies of the UK: Hidden Protagonists and the Challenge of Knowledge Transfer // European Planning Studies. 2014. № 22. P. 2456–2476. doi: 10.1080/09654313.2013.790589
  15. Sepe M. Urban History and Cultural Resources in Urban Regeneration: A case of creative waterfront renewal // Planning Perspectives. 2013. № 28. P. 595–613. doi: 10.1080/02665433.2013.774539
  16. Tsvetkova A., Thill J.-C., Strumsky D. Metropolitan Innovation, Firm Size and Business Survival in a High-Tech Industry // Small Business Economics. 2014. № 43. P. 661–676. doi: 10.1007/s11187-014-9550-z
  17. Hanzawa S. An Examination of the Agglomeration Economies Reinforcing Creativity in Cultural Industry // Japanese Journal of Human Geography. 2010. № 62. P. 20–39.
  18. Белокрылова О.С., Дубская Е.С. Мировой опыт формирования креативной экономики и возможности его использования в России // TERRA ECONOMICUS. 2013. Т. 11-2. № 4. С. 5–11.
  19. Пилясов А.Н., Колесникова О. Оценка творческого потенциала российских региональных сообществ // Вопросы экономики. 2008. № 9. C. 50–69.
  20. Клоудова Й. Влияние развития креативной экономики на экономически отсталые регионы // Журнал новой экономической ассоциации. 2010. № 5. C. 110–125.
  21. Савельева М.В. Институциональная среда, способствующая росту креативности в регионе // Креативная экономика. 2009. № 1. C. 45–51.
  22. Стародубровская И., Лободанова Д. Креативный класс и креативный город: российское преломление // Экономическая политика. 2013. № 5. C. 127–149.
  23. Pratt A.C., Hutton T.A. Reconceptualising the Relationship between the Creative Economy and the City: Learning from the financial crisis // Cities. 2013. № 33. P. 86–95. doi: 10.1016/j.cities.2012.05.008
  24. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989. 271 с.
  25. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2003. 605 с.
  26. Vinodrai T. Constructing the Creative Economy: Design, Intermediaries and Institutions in Toronto and Copenhagen // Regional Studies. 2015. № 49. P. 418–432. doi: 10.1080/00343404.2014.933204
  27. Шафранская И.Н. Конкурентоспособность российских регионов через призму креативности, или еще об одном рейтинге регионов // Конкурентоспособный регион: концепции и факторы. Пермь: Кунгурская типография, 2012. С. 56–72.
  28. Байгушева Е.В. Привлекательность регионов России для креативного класса // Креативная экономика. 2012. № 11. C. 59–64.
  29. Галкин Д.В. Стратегия культурного развития городов: современные подходы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. 8. № 4. С. 41–57.
  30. Ашхотов А.М. Креативная экономика: усиление воздействия промышленного и регионального развития // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 4. С. 83–88.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 22, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала