«Региональная экономика: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Уровень бюджетно-налоговой компетенции территорий

Журнал «Региональная экономика: теория и практика»
т. 14, вып. 10, октябрь 2016

Получена: 19.02.2016

Получена в доработанном виде: 09.03.2016

Одобрена: 13.04.2016

Доступна онлайн: 24.10.2016

Рубрика: УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ

Страницы: 101-114

Печенская М.А. кандидат экономических наук, заведующая лабораторией исследования проблем развития общественных финансов, Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук, Вологда, Российская Федерация 
marileen@bk.ru

Предмет. В условиях нарастающего бюджетного кризиса регионов Российской Федерации проблема формирования степени бюджетно-налоговой компетенции, необходимой и достаточной каждому уровню государственной власти и местного самоуправления для выполнения возложенных российским законодательством функций, приобрела в последнее время еще большую актуальность.
Цели. Определение уровня бюджетно-налоговой компетенции региональных органов власти и местного самоуправления.
Методология. В работе на основе анализа статистических материалов и систематизации научных позиций представлена характеристика понятия «бюджетно-налоговая компетенция» территорий и исследуются подходы к ее формированию. Методология исследования основывается на системном подходе к определению уровня бюджетно-налоговой компетенции территорий и комплексном анализе процесса децентрализации бюджетных полномочий региональных органов власти и местного самоуправления. Использован логический подход к проведению бюджетного анализа.
Результаты. Выявлен низкий уровень бюджетно-налоговой компетенции региональных органов власти и местного самоуправления, достаточный только для формирования бюджетов выживания, но не бюджетов развития. Определено, что современное налоговое распределение бюджетных полномочий открывает весьма ограниченные возможности для бюджетного саморазвития территорий в условиях федеративного государства. Несмотря на различия российских территорий по налоговому потенциалу, необходима определенная степень децентрализации доходных источников для реализации принципов бюджетного федерализма. Выявлены резервы повышения финансовой самостоятельности территорий.
Выводы. Расширение финансовой самостоятельности регионов и муниципальных образований и повышение бюджетно-налоговой компетенции территориальных органов управления позволит смягчить дисбаланс интересов различных уровней власти в вопросах экономической эффективности, социальной справедливости и макроэкономической стабильности, повысить ответственность региональных и муниципальных органов за результаты собственных управленческих решений и увеличить количество саморазвивающихся территорий.

Ключевые слова: бюджетно-налоговая компетенция, межбюджетные отношения, бюджетная политика, распределение налогов, централизация

Список литературы:

  1. Борзунова О.А. Налоговый кодекс Российской Федерации: генезис, история принятия и тенденции совершенствования: монография. М.: Юстицинформ, 2010. 296 с.
  2. Гринкевич Л.С., Дорошенков А.С. Налоговая компетенция регионов и муниципальных образований: дилемма треугольника // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2010. № 3. С. 93–101.
  3. Hatfield J.W. Federalism, Taxation, and Economic Growth. Journal of Urban Economics, 2015, vol. 87, pp. 114–125.
  4. Weingast B.R. Second Generation Fiscal Federalism: Political Aspects of Decentralization and Economic Development. World Development, 2014, vol. 53, pp. 14–25.
  5. Печенская М.А., Поварова А.И. Региональные бюджеты: тенденции, состояние, перспективы: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. 110 с.
  6. Дементьев Д.В. Бюджетные полномочия и расходные обязательства // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 5-7. С. 81–83.
  7. Давыдова Л.В., Алтынникова Л.А. Межбюджетные отношения: принципы функционирования и механизм формирования: монография. Орёл: ОрёлГТУ, 2007. 102 с.
  8. Леонов С.Н., Казанцева Т.В. Проблемы совершенствования межбюджетных отношений на уровне субъекта РФ // Пространственная экономика. 2006. № 1. С. 29–43.
  9. Татаркин А.И. Диалектика государственного и рыночного регулирования социально-экономического развития регионов и муниципалитетов // Экономика региона. 2014. № 1. С. 9–33.
  10. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Реформы и регионы: системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления. М.: Ленанд, 2012. 1024 с.
  11. Тютюрюков Н.Н., Тютюрюков В.Н. Региональные и местные налоговые доходы // Финансы. 2008. № 4. С. 31–35.
  12. Зубаревич Н.В. Региональное развитие и региональная политика в России // ЭКО. 2014. № 4. С. 7–27.
  13. Гринберг Р.С. Реформационный прагматизм как основа модернизации // Российский экономический журнал. 2007. № 3. C. 3–35.
  14. Дмитриева О.Г., Романовский М.В., Грачев И.Д. и др. Проблемы налогового стимулирования инновационной деятельности в современной России: монография. СПб.: СПбГУЭФ, 2008. 111 с.
  15. Печенская М.А. Майские указы Президента: цель, показатели, динамика реализации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции и прогноз. 2014. № 6. С. 243–252.
  16. Валентей С.Д., Валентик О.Н., Глигич-Золотарева М.В., Лыкова Л.Н. Проблемы и перспективы децентрализации полномочий в РФ // Аналитический вестник Совета Федерации. 2012. № 23. URL: Link.
  17. Кузнецова О.В. Межбюджетные отношения: параллели между Россией и Германией // Казанский федералист. 2006. № 3. C. 56–67.
  18. Ильин В.А., Поварова А.И. Эффективность государственного управления. Тенденции рыночных преобразований. Частный капитал. Кризис бюджетной системы. Стратегия-2020: проблемы реализации: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. 185 с.
  19. Яшина Н.И., Табаков А.А., Роганова С.Ю. Анализ территориальных бюджетов: совершенствование методологических и практических аспектов: монография. Н. Новгород: ВВАГС, 2006. 162 с.
  20. Печенская М.А. Межбюджетные отношения: состояние, регулирование, оценка результативности: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. 164 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 17, вып. 11, ноябрь 2019

Другие номера журнала