+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Региональная экономика: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Оценка емкости рынка инновационной сельскохозяйственной техники в условиях реализации стратегии импортозамещения

т. 14, вып. 10, октябрь 2016

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 30.03.2016

Получена в доработанном виде: 11.04.2016

Одобрена: 18.04.2016

Доступна онлайн: 24.10.2016

Рубрика: АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Страницы: 128-137

Середа Н.А. доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и управления техническим сервисом, Костромская государственная сельскохозяйственная академия, Кострома, Российская Федерация 
sereda_n@mail.ru

Евгеньев П.С. аспирант кафедры экономики и управления техническим сервисом, Костромская государственная сельскохозяйственная академия, Кострома, Российская Федерация 
pavelevgenev@yandex.ru

Предмет. В настоящее время большое внимание уделяется инновационной составляющей развития в аграрном секторе, обеспечению импортозамещения как конечной продукции отрасли, так и средств для ее производства. Тем не менее основная причина низкой конкурентоспособности отечественного аграрного производства по-прежнему состоит в нехватке техники, несовершенстве технологий, отсутствии надежных и эффективных отечественных машин. С методологической точки зрения внедрение на рынок инновационной техники связано с необходимостью новых научных подходов к проведению маркетинговых исследований.
Цели. Разработка методических приемов, позволяющих оценить емкость рынка инновационной техники для сельского хозяйства, а также обоснование фактической и потенциальной потребности в машинах для уборки льна.
Методология. Для анализа и обработки статистической информации о состоянии и динамике развития отрасли льноводства использовался экономико-статистический метод. Путем абстрактно-логических заключений были выделены показатели, формирующие потенциальную емкость рынка машин. На основе обобщения существующих методов разработана авторская методика, проведена ее апробация на примере оценки емкости рынка прицепных теребилок льна.
Результаты. Предложенный методический подход к обоснованию емкости рынка техники направлен на реализацию стратегии импортозамещения на рынке сельскохозяйственной продукции и машин для ее производства. Выяснено, что расчетный способ определения потенциального ежегодного объема продаж инновационной техники является работоспособным, что подтверждено на примере машин для уборки льна. Уточнены фактическая емкость рынка новых прицепных теребилок льна для Российской Федерации и потребная площадь посева для самообеспечения страны продукцией льноводства.
Выводы. Представленная методика позволила спрогнозировать текущие и потенциальные ежегодные объемы продаж новых машин для уборки льна. Она применима и для оценки потребности рынка в другой инновационной технике для сельского хозяйства.

Ключевые слова: инновации, изобретения, маркетинговые исследования, емкость рынка, сельскохозяйственная техника

Список литературы:

  1. Водянников В.Т., Середа Н.А. Воспроизводство технического потенциала сельского хозяйства в условиях инновационного развития: монография. Караваево: Костромская ГСХА, 2014. 228 с.
  2. Середа Н.А. Необходимость регулирования рынка сельскохозяйственной техники в условиях ограничения импорта продовольствия // АПК: Экономика, управление. 2014. № 11. С. 51–56.
  3. Поздняков Б.А., Ковалев М.М. Организационно-экономические аспекты технологизации льняного комплекса: монография. Тверь: Тверская областная типография, 2006. 208 с.
  4. Лачуга Ю.Ф., Ковалев М.М., Поздняков Б.А. Повышение экономической эффективности технологизации инженерно-технологической сферы льняного подкомплекса: монография. М.: Росинформагротех, 2006. 28 с.
  5. Зинцов А.Н., Смирнов Н.А., Соколов В.Н. Раздельная уборка льна-долгунца и машины для ее реализации // Достижения науки и техники АПК. 2006. № 9. С. 25–26.
  6. Беляевский И.К. Статистика в маркетинге // Вопросы статистики. 2013. № 9. С. 19–27.
  7. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 1998. 416 с.
  8. Григорьев Д.А., Суслова Ю.Ю. Теоретические и методические подходы к изучению рыночного потенциала и его емкости // Проблемы современной экономики. 2014. № 2. С. 234–237.
  9. Моисеенко И.В., Носкова Е.В. Классификация методов определения емкости рынка на основе применяемой маркетинговой информации // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 6. С. 23–31.
  10. Катаев А.В. Емкость рынка: Методология и процедура идентификации // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2014. № 4. С. 278–289.
  11. Казакова Г.А. Емкость товарного рынка как объект маркетингового исследования // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2010. № 4. С. 49–52.
  12. Коротков А.В. Один подход к оценке размера и емкости рынка // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013. № 6. С. 52–55.
  13. Рудой Е.В., Афанасьев Е.В. Система показателей для стратегического анализа развития аграрного производства и продовольственного рынка // Журнал экономической теории. 2009. № 1. С. 273–275.
  14. Гомелько Т.В., Никитина А.А. Емкость продовольственного рынка: факторы, методы оценки // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2009. № 1. С. 176–179.
  15. Кузьмина С.Н., Силантьева О.А. Развитие системы бизнес-инкубирования в интересах малого промышленного бизнеса: условия и маркетинговые подходы // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 18–27.
  16. Волкова Т.И. Рынок интеллектуальных продуктов: теоретические основы анализа // Журнал экономической теории. 2008. № 4. С. 12–28.
  17. Серпер Е.А., Сосунова Л.А. Эволюция товарных рынков и спрос на инновации // Российское предпринимательство. 2011. № 4-1. С. 40–44.
  18. Соколова Е.В. Конкуренция на инновационных рынках: особенности определения и анализа // Вопросы экономики. 2012. № 9. С. 126–138.
  19. Кузьмин В.Н. Тенденции развития рынков сельскохозяйственной техники // Труды ГОСНИТИ. 2012. Т. 110. № 1. С. 10–14.
  20. Ларионов А.В. Региональный рынок сельскохозяйственной техники: методические аспекты анализа и вариант развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 8. С. 63–67.
  21. Лядов В.И. Рынок сельскохозяйственной техники: какой прогноз у нас сегодня… // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2014. № 1. С. 3–4.
  22. Мустафаева С.Р. Исследование спроса на рынке сельскохозяйственной техники Украины // Экономика промышленности. 2012. Т. 59-60. № 3-4. С. 158–164.
  23. Кормаков Л.Ф., Орсик Л.С. Прогнозирование рынка сельскохозяйственной техники: методология и практика: монография. М.: Росинформагротех, 2006. 268 с.
  24. Кузьмин В.Н. Разработка программ технического оснащения сельского хозяйства в рыночной экономике: монография. М.: Росинформагротех, 2014. 304 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 7, июль 2022

Другие номера журнала