+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Региональная экономика: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Оценка влияния стимулирования спроса на высокотехнологичную продукцию на инновационное развитие региона

т. 15, вып. 5, май 2017

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 24.10.2016

Получена в доработанном виде: 28.11.2016

Одобрена: 11.01.2017

Доступна онлайн: 15.05.2017

Рубрика: Инновации и инвестиции

Коды JEL: О30

Страницы: 896-913

https://doi.org/10.24891/re.15.5.896

Дерунова Е.А. кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация 
ea.derunova@yandex.ru

Устинова Н.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, Саратов, Российская Федерация 
nv_ustinova@mail.ru

Темякова Т.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и культурного наследия, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Российская Федерация 
temyakova@yandex.ru

Дерунов В.А. кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация 
vaderunoff@yandex.ru

Предмет. В статье рассматривается новая для российской практики тема воздействия мер по стимулированию спроса на высокотехнологичную продукцию на инновационное развитие регионов.
Цели. Определение влияния стимулирования спроса на высокотехнологичную продукцию на уровень инновационного развития российских регионов.
Методология. Исследование проведено в два этапа. На первом этапе обоснована авторская методика построения интегральных показателей – индексов инновационного развития регионов на основе показателей экономического развития регионов, оценки интеллектуального и инновационного потенциала регионов, осуществлен отбор репрезентативных показателей и произведены необходимые экономико-математические расчеты. На втором этапе проведен корреляционно-регрессионный анализ исследуемой зависимости в региональном разрезе.
Результаты. Корреляционный анализ показал, что меры по стимулированию спроса на инновационные товары и услуги не ведут к существенному увеличению показателя инновационного развития региона, а в ряде регионов отмечается даже отрицательная зависимость (возможно, в силу неэффективности маркетинговых мероприятий).
Выводы. В результате эконометрического моделирования установлено, что только для некоторых регионов, имеющих при этом различный уровень инновационного развития, удалось получить удовлетворительные коинтегрирующие уравнения, отражающие долгосрочные зависимости между исследуемыми величинами. Дальнейшие исследования связаны с необходимостью преодоления объективных ограничений: совершенствования системы статистического учета инновационной деятельности, в том числе в части продвижения высокотехнологичных продуктов на рынок; совершенствования методики построения интегрального показателя инновационного развития региона на основе усовершенствованной базы первичной статистической информации; экономико-математическое моделирование зависимости между исследуемыми величинами. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для комплексной оценки уровня инновационного развития регионов.

Ключевые слова: высокотехнологичная продукция, инновационное развитие, регрессионный анализ, тест Дики-Фуллера, коинтеграция

Список литературы:

  1. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры: Доклады и их обсуждения в Инcтитуте экономики. М.: Наука, 1989. 646 с.
  2. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: ЭКСМО, 2007. 864 с.
  3. Менш Г. Технологический пат. Долговременные тенденции в капиталистическом производстве. М.: ИНИОН, 1985. 132 c.
  4. Hauser J., Tellis G.J., Griffin A. Research on Innovation: A Review and Agenda for Marketing Scienc. Marketing Science, 2006, vol. 25, iss. 6, pp. 687–717.
  5. Zemlickienė V. Analysis of high-technology product development models. Intellectual Economics, 2011, vol. 5, iss. 2, pp. 283–297.
  6. Zemlickienė V, Podvezko V., Ustinovičius L. Evaluation of the commercial potential of high technologies. Economics and Management, 2014, vol. 4, pp. 54–71. doi: 10.12846/j.em.2014.04.04
  7. Steenhuis H.-J., Bruijn E.J. High technology revisited: definition and position. In: IEEE International Conference on Management of Innovation and Technology, 2006, pp. 1080–1084. Available at: Link.
  8. Sharif M.N. Basis for techno-economic policy analysis. Science and Public Policy, 1988, vol. 15, iss. 4, pp. 217–229.
  9. Кимельман С.А. Сырьевой сектор экономики России: состояние и возможности развития. Природноресурсный потенциал и экологические проблемы региона // Экономика региона. 2010. № 4. С. 173–182.
  10. Porter A.L., Roessner J.D., Newman N. and Cauffiel D. Indicators of high technology competitiveness of 28 countries. International Journal of Technology Management, 1996, vol. 12, iss. 1, pp. 1–15. doi: 10.1504/IJTM.1996.025477
  11. Данько М.А. Инновационный потенциал в промышленности // Экономист. 2013. № 10. C. 26–32.
  12. Кабирова Р.С. Особенности формирования конкурентоспособности региона // Креативная экономика. 2012. № 10. С. 38–43.
  13. Tatarkin A.I., Kotlyarova S.N. Regional development institutions as factors of economic growth. Economics of the Region, 2013, no. 3, pp. 9–25.
  14. Дерунова Е.А. Моделирование оценки эффективности научных разработок в сельском хозяйстве // Экономика региона. 2012. № 2. С. 250–257.
  15. Derunova E., Semenov A. Modeling consumer behavior in selecting high-tech products based on the level of novelty and features of consumers' perception of products and its role in promoting the development of high-tech sales and the market. World Applied Sciences Journal, 2013, vol. 27, iss. 14, pp. 63–68. doi: 10.5829/idosi.wasj.2013.27.elelc.14
  16. Татаркин А.И., Куклин А.А. Изменение парадигмы исследований экономической безопасности региона // Экономика региона. 2012. № 2. С. 25–39. URL: Link.
  17. Gumusluoglu L., Ilsev A. Transformational leadership and organizational innovation: The roles of internal and external support for innovation. Journal of Product Innovation Management, 2009, vol. 26, pp. 264–277. doi: 10.1111/j.1540-5885.2009.00657.x
  18. Hurley R.F., Hult T.M. Innovation, market orientation, and organizational learning: An integration and empirical examination. Journal of Marketing, 1998, vol. 62, pp. 42–54. doi: 10.2307/1251742
  19. Elenkov D.S., Manev I.M. Senior expatriates leadership’s effects on innovation and the role of cultural intelligence. Journal of World Business, 2009, vol. 44, iss. 4, pp. 357–369. doi: org/10.1016/j.jwb.2008.11.001
  20. Garcia-Morales V.J., Mathias-Reche F., Hurtado-Torres N. Influence of transformational leadership on organizational innovation and performance depending on the level of organizational learning in the pharmaceutical sector. Journal of Organizational Change Management, 2008, vol. 21, no. 2, pp. 188–212.
  21. Derunova E., Semenov A., Balash O., Firsova A. The Mechanisms of Formation of Demand in the High-Tech Products Market. International Journal of Economics and Financial Issues, 2016, vol. 6, iss. 1, pp. 96–102.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 22, вып. 4, апрель 2024

Другие номера журнала