+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Региональная экономика: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Матрица оценки результативности социальных инноваций

т. 15, вып. 9, сентябрь 2017

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 15.05.2017

Получена в доработанном виде: 01.06.2017

Одобрена: 26.06.2017

Доступна онлайн: 20.09.2017

Рубрика: Инновации и инвестиции

Коды JEL: L31, O35

Страницы: 1752–1772

https://doi.org/10.24891/re.15.9.1752

Попов Е.В. доктор экономических наук, член-корреспондент Российской академии наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, руководитель Центра экономической теории Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Российская Федерация 
epopov@mail.ru

Веретенникова А.Ю. кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра экономической теории Института экономики Уральского отделения Российской академии наук; ассистент кафедры региональной и муниципальной экономики, финансов и безопасности Института государственного управления и предпринимательства, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Российская Федерация 
vay_uiec@mail.ru

Омонов Ж.К. аспирант, младший научный сотрудник кафедры теории управления и инноваций Института государственного управления и предпринимательства, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Российская Федерация 
jomaomon@gmail.com

Предмет. Развитие социальных инноваций в российской экономике представляется достаточно новым и перспективным направлением исследований. Выступая альтернативным способом производства общественных благ, социальные инновации призваны решать общественные проблемы новыми способами. Однако действующие институциональные условия их создания зачастую не стимулируют данный тип деятельности, что препятствует его эффективному развитию. Статья посвящена разработке инструментария оценки результативности социальных инноваций, учитывающего коммерческие и общественные выгоды от внедрения социальных инноваций.
Цели. Разработка авторской матрицы оценки результативности социальных инноваций для применения ее на территории в целях выявления особенностей функционирования социальных инноваций и разработки направлений институционального развития.
Методология. В рамках данного исследования использовались метод систематизации, логический анализ, регрессионный анализ и др.
Результаты. Проведенный теоретический анализ, а также результаты применения матрицы оценки результативности социальных инноваций на региональном уровне позволили определить особенности развития социальных инноваций. Были выявлены отсутствие и неэффективность институтов поддержки социальных инноваций, результатом чего стал падающий уровень рентабельности при увеличении социального эффекта. Вместе с тем определено, что рост социальной отдачи при снижении уровня рентабельности социально-инновационных проектов свидетельствует о формировании социального капитала на рассматриваемой территории.
Выводы. Определены возможные направления развития институциональной среды, обеспечивающие эффективное функционирование социально-инновационной деятельности и включающие развитие как сильных формальных институтов, так и социального капитала, проектирование институтов вовлечения граждан в социально-инновационную деятельность, разработку площадки социальных предпринимателей, развитие институтов поддержки социальных инноваций, введение дорожной карты для новаторов и др.

Ключевые слова: социальные инновации, матрица результативности, институциональная среда, эффективное развитие, регион

Список литературы:

  1. Moore M.-L., Westley F.R. Public Sector Policy and Strategies for Facilitating Social Innovation. Horizons: Innovative Communities, Agents of Change, 2011, vol. 11, iss. 1, pp. 1–11. URL: Link
  2. Murray R., Caulier-Grice J., Mulgan G. The Open Book of Social Innovation. The Young Foundation, 2010, 224 p. URL: Link
  3. Moulaert F., MacCallum D., Mehmood D., Hamdouch A. (Eds). General Introduction: The Return of Social Innovation as a Scientific Concept and a Social Practice. The International Handbook on Social Innovation: Collective Action, Social Learning and Transdisciplinary Research. 2013, pp. 1–6. URL: Link doi: Link
  4. Nicholls A., Ziegler R. An Extended Social Grid Model for the Study of Marginalization Processes and Social Innovation. 2014. CRESSI Working Papers, no. 2/2015, pp. 1–13. URL: Link
  5. Pol E., Ville S. Social Innovation: Buzz Word or Enduring Term? The Journal of Socio-Economics, 2009, vol. 38, iss. 6, pp. 878–885. URL: Link doi: 10.1016/j.socec.2009.02.011
  6. Chalmers D. Social Innovation: An Exploration of the Barriers Faced by Innovating Organizations in the Social Economy. Local Economy, 2012, vol. 28, iss. 1, pp. 17–34. doi: 10.1177/0269094212463677
  7. Heiscala R. Social Innovations: Structural and Power Perspectives. In: Social Innovations, Institutional Change and Economic Performance. Edward Elgar Publishing, 2007, pp. 52–79.
  8. Minks M. Social Innovation : New Solutions to Social Problems. Georgetown University Washington, D.C., April 11, 2011, 80 p. URL: Link
  9. Phills J., Deiglmeier K., Miller D. Rediscovering Social Innovation. Stanford Social Innovation Review, 2008, no. 6, pp. 33–43. URL: Link
  10. Amable B. Institutional Complementarity and Diversity of Social Systems of Innovation and Production. Discussion Paper FS I 99-309, Wissenschaftszentrum Berlin für Sozialforschung, 1999, 36 p. URL: Link
  11. Battistella C., Nonino F. Open Innovation Web-Based Platforms: The Impact of Different Forms of Motivation on Collaboration. Innovation: Management, Policy & Practice, 2012, vol. 14, iss. 4, pp. 557–575. doi: 10.5172/impp.2012.14.4.557
  12. Koch P., Hauknes J. On innovation in the public sector. NIFU STEP, Oslo, 2005, 102 p. URL: Link
  13. Sang M., Hwang T., Choi D. Open Innovation in the Public Sector of Leading Countries. Management Decision, 2012, 22 p. URL: Link doi: 10.1108/00251741211194921
  14. Popov E., Stoffers J., Omonov Z., Veretennikova A. Analysis of Civic Initiatives: Multiparameter Classification of Social Innovations. American Journal of Applied Science, 2016, vol. 13, iss. 11, pp. 1136–1148. doi: 10.3844/ajassp.2016.1136.1148
  15. Sachs J.D. The End of Poverty: Economic Possibilities for Our Time. New York, The Penguin Press, 2005, 448 p.
  16. Boettke P.J., Rathbone A. Civil Society, Social Entrepreneurship, and Economic Calculation: Towards a Political Economy of the Philanthropic Enterprise. In: Working Paper 8, The Philanthropic Enterprise, 2002, 26 p. URL: Link
  17. Prahalad C.K. The Fortune at the Bottom of the Pyramid: Eradicating Poverty through Profits. Revised Edition, Wharton School Publishing, 2004, 423 p.
  18. Simanis E., Hart S. The Base of the Pyramid Protocol: Toward Next Generation BoP Strategy. Center for Sustainable Global Enterprise, Johnson School of Management Cornell University, Ithaca, 2008, 57 p. URL: Link
  19. Menyashev R., Polishchuk L. Does Social Capital Have Economic Payoff in Russia? Moscow, HSE Publ., 2011, 44 p. URL: Link
  20. Fafchamps M. Development and Social Capital. Journal of Development Studies, 2006, vol. 42, iss. 7, pp. 1180–1198. doi: 10.1080/00220380600884126
  21. Dorward A., Kydd J., Morrison J., Poulton C. Institutions, Markets and Economic Co-ordination: Linking Development Policy to Theory and Praxis. Development and Change, 2003, vol. 36, iss. 1, pp. 1–25.
  22. Mulgan G. The Process of Social Innovation. Innovations: Technology, Governance, Globalization, 2006, vol. 1, iss. 2, pp. 145–162. URL: Link doi: 10.1162/itgg.2006.1.2.145
  23. Lettice F., Parekh M. The Social Innovation Process: Themes, Challenges and Implications for Practice. International Journal of Technology Management, 2010, vol. 51, iss. 1, pp. 139–158. doi: 10.1504/IJTM.2010.033133
  24. Young D.R., Lecy J.D. Defining the Universe of Social Enterprise: Competing Metaphors. Voluntas, 2014, vol. 25, iss. 5, pp. 1307–1332. doi: 10.1007/s11266-013-9396-z
  25. Tirole J. Market Power and Regulation. Economic Sciences Prize Committee of the Royal Swedish Academy of Sciences, 2014, 54 p. URL: Link
  26. Menard C. The Economics of Hybrid Organizations. Journal of Institutional and Theoretical Economics, 2004, vol. 160, pp. 345–376. URL: Link
  27. Cressey P., Totterdill P., Exton R., Terstriep J. Stimulating, Resourcing and Sustaining Social Innovation: Towards a New Mode of Public Policy Production and Implementation. SIMPACT Working Paper Series, 2015, vol. 3.
  28. Тамбовцев В.Л. Государство как инициатор развития гражданского общества // Общественные науки и современность. 2007. № 2. С. 69–77. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 22, вып. 4, апрель 2024

Другие номера журнала