«Региональная экономика: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Экономические механизмы борьбы с загрязнением атмосферного воздуха крупных российских городов

Журнал «Региональная экономика: теория и практика»
т. 17, вып. 10, октябрь 2019

Получена: 05.07.2019

Получена в доработанном виде: 12.08.2019

Одобрена: 29.08.2019

Доступна онлайн: 15.10.2019

Рубрика: ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Коды JEL: Q52, Q53, Q58

Страницы: 1991–2008

https://doi.org/10.24891/re.17.10.1991

Зиязов Д.С. магистрант кафедры социально-экономического планирования, Сибирский федеральный университет (СФУ) , Красноярск, Российская Федерация 
kael111133@gmail.com

https://orcid.org/0000-0001-7276-1931
SPIN-код: 8517-6560

Пыжев А.И. кандидат экономических наук, заведующий научно-учебной лабораторией экономики природных ресурсов и окружающей среды, доцент кафедры социально-экономического планирования, Сибирский федеральный университет (СФУ), Красноярск, Российская Федерация 
apyzhev@sfu-kras.ru

https://orcid.org/0000-0001-7909-3227
SPIN-код: 3984-2277

Пыжева Ю.И. кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-экономического планирования, старший научный сотрудник научно-учебной лаборатории экономики природных ресурсов и окружающей среды, Сибирский федеральный университет (СФУ), Красноярск, Российская Федерация 
ystartseva@sfu-kras.ru

https://orcid.org/0000-0003-0973-5073
SPIN-код: 7496-2818

Предмет. Проблема загрязнения воздуха в крупных городах России.
Цели. Обобщение передовых методов борьбы с загрязнением атмосферного воздуха автотранспортом.
Методология. Использованы логический и системный подходы, методы сравнения; проанализирован опыт зарубежных стран.
Результаты. Дана общая характеристика проблемы загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах России, при этом акцент сделан на автотранспорт, являющийся одним из ключевых источников вредных выбросов. Определены основные социально-экономические эффекты от загрязнения воздуха в мегаполисах. Систематизированы методы борьбы с загрязнением атмосферного воздуха автотранспортом, оценена эффективность каждого из описанных методов. Рассмотрены возможности совершенствования экологических стандартов для автотранспорта, методы снижения спроса на индивидуальные транспортные средства, перспективы модернизации структуры общественного транспорта и снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду. Проведена сравнительная оценка эффективности использования данных методов России и за рубежом.
Выводы. Результаты исследования могут быть использованы при анализе загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом и разработке мероприятий по улучшению экологической обстановки.

Ключевые слова: загрязнение атмосферного воздуха, автомобильный транспорт, российские города, социо-эколого-экономическое благополучие населения

Список литературы:

  1. Глазырина И.П., Забелина И.А., Клевакина Е.А. Уровень экономического развития и распределение экологической нагрузки между регионами РФ // Журнал новой экономической ассоциации. 2010. № 7. С. 70–88. URL: Link
  2. Рюмина Е.В. Почему предприятия не хотят и не могут охранять окружающую среду: количественный анализ // Экономическая наука современной России. 2009. № 3. С. 66–74. URL: Link
  3. Тагаева Т.О., Гильмундинов В.М., Казанцева Л.К. Экологическая ситуация и природоохранная политика в регионах России // Экономика региона. 2016. Т. 12. № 1. С. 78–92. URL: Link
  4. Zhao D., Sing T.F. Air Pollution, Economic Spillovers, and Urban Growth in China. The Annals of Regional Science, 2017, vol. 58, iss. 2, pp. 321–340. URL: Link
  5. Stern D.I., Zha D. Economic Growth and Particulate Pollution Concentrations in China. Environmental Economics and Policy Studies, 2016, vol. 18, iss. 3, pp. 327–338. URL: Link
  6. Hallegatte S., Henriet F., Corfee-Morlot J. The Economics of Climate Change Impacts and Policy Benefits at City Scale: A Conceptual Framework. Climatic Change, 2011, vol. 104, iss.1, pp. 51–87. URL: Link
  7. Gupta U. Valuation of Urban Air Pollution: A Case Study of Kanpur City in India. Environmental and Resource Economics, 2008, vol. 41, iss. 3, pp. 315–326. URL: Link
  8. Qu T., Zhang Y., Liu R., Dong M. Social Effect of Environmental Pollution on Valley-Cities in Western China. Chinese Geographical Science, 2009, vol. 19, iss. 1, pp. 8–16. URL: Link
  9. Li L., Lei Y., Pan D. et al. Economic Evaluation of the Air Pollution Effect on Public Health in China's 74 Cities. SpringerPlus, 2016, vol. 5, iss. 1, p. 402. URL: Link
  10. Lee H., Myung W., Kim S.E. et al. Ambient Air Pollution and Completed Suicide in 26 South Korean Cities: Effect Modification by Demographic and Socioeconomic Factors. Science of the Total Environment, 2018, vol. 639, pp. 944–951. URL: Link
  11. Qin Y., Zhu H. Run Away? Air Pollution and Emigration Interests in China. Journal of Population Economics, 2018, vol. 31, iss. 1, pp. 235–266. URL: Link
  12. Zheng S., Cao J., Kahn M.E., Sun C. Real Estate Valuation and Cross-Boundary Air Pollution Externalities: Evidence from Chinese Cities. The Journal of Real Estate Finance and Economics, 2014, vol. 48, iss. 3, pp. 398–414. URL: Link
  13. Smith V.K., Huang J.C. Hedonic Models and Air Pollution: Twenty-Five Years and Counting. Environmental and Resource Economics, 1993, vol. 3, iss. 4, pp. 381–394. URL: Link
  14. Hao Y., Zheng S. Would Environmental Pollution Affect Home Prices? An Empirical Study Based on China's Key Cities. Environmental Science and Pollution Research, 2017, vol. 24, iss. 31, pp. 24545–24561. URL: Link
  15. Al-Thani H., Koç M, Isaifan R.J. A Review on the Direct Effect of Particulate Atmospheric Pollution on Materials and Its Mitigation for Sustainable Cities and Societies. Environmental Science and Pollution Research, 2018, vol. 25, iss. 28, pp. 27839–27857. URL: Link
  16. Пыжева Ю.И., Пыжев А.И., Зандер Е.В. Перспективы решения проблемы загрязнения атмосферного воздуха регионов России // Экономический анализ: теория и практика. 2019. Т. 18. Вып. 3. С. 496–513. URL: Link
  17. Гордеев Р.В., Пыжев А.И. Российское автомобилестроение: результаты, тенденции и перспективы // Экономический анализ: теория и практика. 2014. Т. 13. Вып. 48. С. 26–37. URL: Link
  18. Kholod N., Evans M. Reducing Black Carbon Emissions from Diesel Vehicles in Russia: An Assessment and Policy Recommendations. Environmental Science & Policy, 2016, vol. 56, pp. 1–8. URL: Link
  19. Wu Y., Zhang S., Hao J. et al. On-Road Vehicle Emissions and Their Control in China: A Review and Outlook. Science of The Total Environment, 2017, vol. 574, pp. 332–349. URL: Link
  20. Wu X., Wu Y., Zhang S. et al. Assessment of Vehicle Emission Programs in China During 1998–2013: Achievement, Challenges and Implications. Environmental Pollution, 2016, vol. 214, pp. 556–567. URL: Link
  21. Журавлева Т.А., Павлов К.В. Транспортный налог и проблемы экологии: взаимообусловленность // Финансовая жизнь. 2017. № 2. С. 8–11. URL: Link
  22. Li J., Moul C.C., Zhang W. Hoping Grey Goes Green: Air Pollution's Impact on Consumer Automobile Choices. Marketing Letters, 2017, vol. 18, iss. 2, pp. 267–279. URL: Link
  23. Jeffreys I., Graves G., Roth M. Evaluation of Eco-Driving Training for Vehicle Fuel Use and Emission Reduction: A Case Study in Australia. Transportation Research Part D: Transport and Environment, 2018, vol. 60, pp. 85–91. URL: Link
  24. Khan M.I., Yasmin T., Shakoor A. International Experience with Compressed Natural Gas (CNG) as Environmental Friendly Fuel. Energy Systems, 2015, vol. 6, iss. 4, pp. 507–531. URL: Link
  25. Nadaletti W.C., Cremonez P.A., de Souza S.N.M. et al. Potential Use of Landfill Biogas in Urban Bus Fleet in the Brazilian States: A Review. Renewable Sustainable Energy Review, 2015, vol. 41, pp. 277–283. URL: Link
  26. Park S.-A., Tak H. The Environmental Effects of the CNG Bus Program on Metropolitan Air Quality in Korea. The Annals of Regional Science, 2012, vol. 49, iss. 1, pp. 261–287. URL: Link
  27. Nanaki E.A., Koroneos C.J., Roset J. et al. Environmental Assessment of 9 European Public Bus Transportation Systems. Sustainable Cities and Society, 2017, vol. 28, pp. 42–52. URL: Link
  28. Algin V.B. Electrification of Urban Transport. Basic Stages in Creating Electric Buses Fleet // Механика машин, механизмов и материалов. 2018. № 3. С. 5–17.
  29. Adheesh S.R., Vasisht S.M., Ramasesha S.K. Air-Pollution and Economics: Diesel Bus versus Electric Bus. Current Science, 2016, vol. 110, no. 5, pp. 858–862. URL: Link
  30. He X., Zhang S., Ke W. et al. Energy Consumption and Well-to-Wheels Air Pollutant Emissions of Battery Electric Buses under Complex Operating Conditions and Implications on Fleet Electrification. Journal of Cleaner Production, 2018, vol. 171, pp. 714–722. URL: Link
  31. Majumdar D., Majhi B.K., Dutta A. et al. Study on Possible Economic and Environmental Impacts of Electric Vehicle Infrastructure in Public Road Transport in Kolkata. Clean Technologies and Environmental Policy, 2015, vol. 17, iss. 4, pp. 1093–1101. URL: Link
  32. Ma Y., Ke R.-Y., Han R., Tang B.-J. The Analysis of the Battery Electric Vehicle's Potentiality of Environmental Effect: A Case Study of Beijing from 2016 to 2020. Journal of Cleaner Production, 2017, vol. 145, pp. 395–406. URL: Link
  33. Xylia M., Leduc S., Laurent A.-B. et al. Impact of Bus Electrification on Carbon Emissions: The Case of Stockholm. Journal of Cleaner Production, 2019, vol. 209, pp. 74–87. URL: Link
  34. Shi X., Wang X., Yang J., Sun Z. Electric Vehicle Transformation in Beijing and the Comparative Eco-Environmental Impacts: A Case Study of Electric and Gasoline Powered Taxis. Journal of Cleaner Production, 2016, vol. 137, pp. 449–460. URL: Link
  35. Lin B., Tan R. Are People Willing to Pay More for New Energy Bus Fares? Energy, 2017, vol. 130, pp. 365–372. URL: Link
  36. Johansson C., Lövenheim B., Schantz P. et al. Impacts on Air Pollution and Health by Changing Commuting from Car to Bicycle. Science of the Total Environment, 2017, vol. 584–585, pp. 55–63. URL: Link
  37. Hertel O., Hvidberg M., Ketzel M. et al. A Proper Choice of Route Significantly Reduces Air Pollution Exposure--a Study on Bicycle and Bus Trips in Urban Streets. Science of the Total Environment, 2008, vol. 389, iss. 1, pp. 58–70. URL: Link
  38. Hankey S., Marshall J.D. On-Bicycle Exposure to Particulate Air Pollution: Particle Number, Black Carbon, PM2.5, and Particle Size. Atmospheric Environment, 2015, vol. 122, pp. 65–73. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 17, вып. 10, октябрь 2019

Другие номера журнала