Панюкова В.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела и торгового регулирования, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО), Москва, Российская Федерация v.v.panyukova@inno.mgimo.ru https://orcid.org/0000-0002-0280-6564 SPIN-код: 3946-2269
Предмет. История, состояние и тенденции развития рынка франшиз, организационно-экономические отношения на франчайзинговом рынке Китая. Цели. Определение направлений развития франчайзинговых систем в Китае. Методология. Применены методы логического анализа. Результаты. Рассмотрена история развития франчайзинга в Китае и перечислены основные проблемы, с которыми сталкиваются международные франчайзеры при выходе на рынок стран Азии. Дана характеристика франшиз – лидеров китайского рынка. Выводы. Рынок франчайзинга Китая устойчиво развивается, возрастает число франшиз китайского происхождения, увеличивается интерес франчайзеров к городам Китая третьего и четвертого уровней. Одновременно наблюдается рост количества китайских франчайзеров на глобальном рынке (в первую очередь в странах Азии). Российские предприниматели в рамках глобальной экспансии могут рассматривать рынок Китая как приоритетный для продажи франшизы, для чего необходимо изучить специфику местного рынка франшиз.
Ключевые слова: рынок франшиз, франчайзинговые системы Китая, франчайзинг
Список литературы:
Kanaev E.A., Kratko I.G., Gavrilova D.G. The ASEAN Economic Community and Trans-Border Franchising: Evidence from Japanese Convenience Store Chains // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2022. T. 2. № 2. С. 50–63. URL: Link
Власов М.В., Шейерман Е.Ю. Сравнительный анализ функционирования франшизы на территории России и США в период пандемии // Экономический анализ: теория и практика. 2021. Т. 20. Вып. 8. С. 1478–1494. URL: Link
Велиева Ф.Н. Методология разработки стратегии регионального развития франчайзинга // Региональная экономика: теория и практика. 2021. Т. 19. Вып. 7. С. 1248–1263. URL: Link
Bretas V.P.G., Alon I. Franchising Research on Emerging Markets: Bibliometric and Content Analyses. Journal of Business Research, 2021, vol. 133, pp. 51–65. URL: Link
Alon I., Kruesi M. The Enigma of Franchising in China. Journal of Business Strategy, 2020, vol. 41, iss. 5, pp. 15–25. URL: Link
Lanchimba C., Porras H., Salazar Y., Windsperger J. Franchising and Country Development: Evidence from 49 Countries. International Journal of Emerging Markets, 2024, vol. 19, iss. 1, pp. 7–32. URL: Link
Ющенко Н.А., Гайфутдинова Р.З., Хасимова Л.Н. Правовое регулирование франчайзинга в Китае // Вестник экономики, права и социологии. 2021. № 1. С. 110–113. URL: Link
Zhu M., Wang Z.J., Quan H.R. A Study on the Key Factors Influencing International Franchisors' Choice of Entry Modes into China. Frontiers of Business Research in China, 2011, vol. 5, iss. 1, pp. 3–22. URL: Link
Xiao Qu, O'Neill J., Wang H. International Hotel Development: A Study of Potential Franchisees in China. International Journal of Hospitality Management, 2008, vol. 27, iss. 3, pp. 325–336. URL: Link
Hachemi Aliouche E., Schlentrich U.A. Towards a Strategic Model of Global Franchise Expansion. Journal of Retailing, 2011, vol. 87, iss. 3, pp. 345–365. URL: Link
Wang Z.J., Zhu M., Terry A. The Development of Franchising in China. Journal of Marketing Channels, 2008, vol. 15, iss. 2/3, pp. 167–184. URL: Link
Еркина Т.Н., Нкоа Н.Ф. Зарубежный опыт франчайзинга // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 8. С. 33–39.
Бердин А.Э., Бердина М.Ю. Зеленый франчайзинг – инновационный путь устойчивого развития в международном бизнесе // Актуальные проблемы экономики и управления. 2022. № 2. С. 3–11. URL: Link
Le Bot C., Perrigot R., Déjean F., Oxibar B. Corporate Social Responsibility in Franchise Chains: Specificities, Insights from French Franchise Chains’ CSD, and Avenues for Future Research. Journal of Retailing and Consumer Services, 2022, vol. 66, iss. 2. URL: Link
Gonzalez-Marquez R., Rosa-Diaz I.M., Caro-Gonzalez F.J., Galan-Gonzalez J.L. Where to Internationalise and Why: Country Selection by Restaurant Franchises. Journal of Retailing and Consumer Services, 2023, vol. 72. URL: Link
Korsakova T.V., Lada O.V. Method of Analysis of Hierarchies as a Tool to Enhance Consumer Loyalty in the Conditions of the Brand Product Franchise // Управление в экономических и социальных системах. 2020. № 1. С. 39–44. URL: Link
Sashi C.M., Brynildsen G. Franchise Network Relationships and Word of Mouth Communication in Social Media Networks. Industrial Marketing Management, 2022, vol. 102, pp. 153–163. URL: Link