«Региональная экономика: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Журнал «Региональная экономика: теория и практика»

2(17) - 2005 февраль

 ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

Финансовая академия: образование на уровне мировых стандартов

Грязнова А.Г.

Главной задачей российской образовательной политики в настоящее время является повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности, адекватного удовлетворения актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства, соответствия критериям интеграции отечественной высшей школы в общеевропейское образовательное пространство. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80 - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать идею академической автономии вузов, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ. О проблемах развития российской высшей школы, о совершенствовании работы вуза рассказывает ректор одного из самых престижных российских вузов - Финансовой академии при Правительстве РФ. Алла Георгиевна Грязнова успешно руководит этим вузом вот уже 20 лет. Она доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный доктор ряда зарубежных вузов, удостоена многих орденов и медалей, благодарностей Президента РФ, многочисленных самых высоких общественных наград, в том числе и международной награды общественного признания - ордена "Слава России".

 ЭКОНОМИКА

Перспективу определяет стабильность в экономике

Шанцев В.П.

В Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция вице-мэра Москвы Шанцева Валерия Павлиновича, посвященная стабильности в экономике Москвы, как необходимому условию выполнения задач в 2005 г. "Багаж" прошлого года был очень непростой, перед Правительством Москвы стояли очень трудные задачи. В частности, из-за изменений пропорций доходов налоговых поступлений город потерял в 2004 г. около 25 млрд. руб. Изменения в системе льгот и поддержки неимущего населения также потребовали от столичных властей принятия определенных решений. Наконец, тревожной оставалась ситуация с безопасностью москвичей: к сожалению, городу не удалось избежать терактов. Увы, реальность такова: сегодня ни одно государство не защищено от международного терроризма...Что же касается проблемы монетизации льгот, то с этой задачей удалось успешно справиться: Москва стала единственным регионом, который выполнил все законы о различных доплатах. Ни один льготник не снизил свое обеспечение со стороны Правительства Москвы, ни одна льгота не будет сокращена и в 2005 г. По-прежнему Москва является привлекательным инвестиционным регионом. Размер иностранных инвестиций в реальном секторе экономики столицы в 2004 году составил 15 млрд. долл. Иностранные рейтинговые компании присвоили Москве высший инвестиционный рейтинг. Столь впечатляющие успехи объясняются проделанной властями работе по привлечению инвестиций в экономику города. В ходе пресс-конференции вице-мэр Москвы В.П. Шанцев ответил на многочисленные вопросы представителей средств массовой информации.


Технология и экономико-математический аппарат анализа и оценки безопасности региона

Лексин И.В.,
Грицюк Т.В.,
Лексин А.В.

В качестве основного метода исследования в статье используется метод экономико-математического моделирования, в частности, имитационное моделирование. Основным преимуществом имитационного моделирования по сравнению с аналитическим является возможность решения более сложных задач. Имитационные модели позволяют достаточно просто учитывать такие факторы, как нелинейные характеристики, случайные воздействия и многие другие, которые часто создают трудности при аналитических исследованиях.

Предлагаемая имитационная модель и система показателей экономической безопасности региона позволят объективно оценить состояние и перспективы развития экономики региона. Приводится полный текст модели-программы.


Внешний контроль эффективности бюджетных расходов на уровне муниципальных образований

Кандаурова Н.Е.

Рассматриваются проблемы, возникающие при осуществлении управления бюджетным процессом. В частности, борьба с нецелевым расходованием бюджетных средств. По мнению специалистов, нецелевое использование бюджетных средств влияет на экономику и социальную сферу разрушительнее, нежели уклонение от уплаты налогов. Если налоги не поступают, остается возможность не планировать некие затраты, учитывая временную нехватку средств, мотивированно отложить расходы на следующий период. Если же предусмотренные ассигнования ушли на сторону, восстановить их чаще всего невозможно, или на это требуется неопределенно много времени. Особенно остро стоит вопрос борьбы с нецелевым использованием бюджетных средств на уровне бюджетов муниципальных образований, для которых характерна высокая дефицитность.


Экономические основы подпрограммы развития животноводства в Кабардино-Балкарской республике

Балаева С.И.

В статье проводится анализ состояния животноводства, который показывает, что, несмотря на проводимую работу по сокращению темпов падения производства продукции, поголовья сельхозживотных и его продуктивности, стабилизация отрасли идёт не на должном уровне. Основными причинами, сдерживающими увеличение производства продукции животноводства, остаются дороговизна энергоресурсов, комбикормов, спад производства сырья и отсутствие закупок в госресурсы поставили в трудное финансовое положение большинство сельхозпредприятий, где из года в год растёт кредиторская и дебиторская задолженность.

Такое положение в животноводстве негативно отражается в обеспечении населения Кабардино-Балкарской республики продуктами питания в необходимых объёмах, а также сохранении в общественном секторе основных отраслей животноводства.Сокращение поголовья скота в общественном секторе при его росте в частном секторе не сопровождается адекватным увеличением объёмов производства продукции, поставками их в госресурсы, а, следовательно, улучшением продовольственного обеспечения населения республики.


Применение системного подхода оценки производственной недвижимой собственности сельскохозяйственных предприятий на примере Пермской области

Носкова Е.М.

При рассмотрении применяемой ныне методологии оценки недвижимой собственности сельскохозяйственных предприятий автор справедливо отмечает: она имеет традиционные ограничения, сложившиеся еще в советское время. Чрезмерное огосударствление средств производства и земли привели к образованию стереотипа сельскохозяйственного производства, не ориентированного на эффективность, товарность и конкурентоспособность. Данное положение повлияло на применяемые подходы оценки сельскохозяйственных предприятий в пользу затратных методов, что не отражает реальную величину стоимости имущественного комплекса сельскохозяйственного назначения. Затратный подход акцентирует внимание на накопленном износе (физическом, функциональном, внешнем) имущественного комплекса, что существенно понижает стоимость недвижимых объектов собственности сельскохозяйственных предприятий. Большинство сельскохозяйственных предприятий имеют производственные фонды, созданные до 1991 г., но до сих пор находящиеся в эксплуатации. Необходимо преодолеть сложившийся стереотип хронической убыточности сельскохозяйственного бизнеса и его составных компонентов, для этого необходимо имущественный комплекс сельскохозяйственного предприятия рассмотреть с доходной точки зрения.

 ИНВЕСТИЦИИ

Установление инвестиционных льгот по налогам в Краснодарском крае

Кравченко Н.П.,
Миляев А.В.

Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики в настоящее время является одним из ключевых вопросов развития российской экономики. В целях создания благоприятного инвестиционного климата необходимо проведение финансовой и налоговой политики, направленной на государственное стимулирование инвестиционной деятельности, которое может осуществляться не только на уровне Российской Федерации, но и на уровне регионов России. Одним из основных способов государственного стимулирования инвестиционной деятельности на уровне субъектов Российской Федерации является использование предоставленных Налоговым кодексом РФ полномочий по предоставлению льгот по отдельным налогам. В статье освещается опыт, накопленный в Краснодарском крае.


Инициативы местных органов власти по привлечению инвестиций

Круглов В.Н.

Как привлечь инвестиции в регион? Для муниципальных образований это вопрос номер один. Свои ответы на него находят в городе Калуге, где разработаны и утверждены ряд постановлений, касающихся инвестиционной политики. Одним из основных документов является Положение "Об условиях инвестирования в Калуге", которое принято в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" и законом Калужской области "О местном самоуправлении в Калужской области", на основании ст.35 и ст.65 Устава Муниципального образования "Город Калуга".

С целью создания в Калуге условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Городская Дума приняла Постановление № 130 от 23.06.1998 г. "О предоставлении льгот по уплате налогов и сборов, зачисляемых в бюджет Калуги субъектам инвестиций в рамках инвестиционных проектов, реализуемых Положение "Об условиях инвестирования в Калуге".


Объединение регионов: не рядом, а вместе

Наиболее часто упоминаемыми аргументами за объединение Красноярского края, Эвенкии и Таймыра региональные эксперты называли улучшение управления территориями, упрощение экономических связей и прохождения бюджетных потоков, а также, возможно, привлечение в регион дополнительных инвестиций. Этой точки зрения придерживаются эксперты Красноярского края.

Улучшение управления территориями подразумевает упрощение схемы взаимодействия между субъектами РФ и федеральным центром. Будет решена проблема "матрешечных" регионов, связанная с неоднозначным статусом автономных округов, входящих в состав краев и областей. Являясь, с одной стороны, самостоятельными субъектами Федерации, они одновременно входят в состав другого субъекта РФ.

Упрощение экономических связей эксперты обуславливают необходимостью максимально эффективно вести разработку богатейших месторождений полезных ископаемых, которые находятся одновременно на территориях двух субъектов РФ: Красноярского края и Эвенкии; Эвенкии и Таймыра. "Для России необходимость развития Красноярского края как базового плацдарма экономики всей страны становится все более и более острой. Экономисты говорят, что такой природно-экономический комплекс, как Нижнее Приангарье, если он будет освоен, скажется на всей мировой экономике, потому что настолько мощные ресурсы там сосредоточены..."


Все флаги в гости будут к нам

Даются адреса инвестиционных проектов Красноярского края, Эвенкии и Таймыра.

 КАСАЕТСЯ КАЖДОГО

Экономическая безопасность России и здоровье населения

Румянцева Е.Е.

Принятая еще в 1997 г. "Концепция национальной безопасности Российской Федерации" определяет здоровье населения как основу национальной безопасности страны. Проведенные исследования безопасности для здоровья различных продуктов, которые мы потребляем, включая продукты питания, одежду, строительные материалы, изделия и конструкции, товары бытовой химии, лекарства, электротовары и даже комнатные растения, позволяют сделать вывод о том, что часть данных товаров, легально производимых и продающихся на российском рынке, наносит ущерб нашему здоровью.

 КНИЖНЫЙ КОМПАС

Белгород: от теории качества жизни до интеграции с Беларусью и Украиной

Котилко В.В.

Белгородское отделение РАЕН, кафедра экономической теории Белгородской государственной технологической академии строительных материалов уделяют особое внимание разработке теории и практическим аспектам социальной экономики, что нашло отражение в материалах международной научно-практической конференции.


Экономика начинается с границы

Искаков Б.И.

Рассматривается монография С.Н. Булашова "Экономическая и политическая безопасность России в пограничном пространстве. Правовой анализ". Она представляет собой научно-квалификационную работу, комплексное исследование теоретических и практических вопросов правового режима государственной границы России. Отмечается, что экономические интересы России на нынешнем отрезке исторического пути должны быть выделены в качестве стратегических ориентиров формирования конституционно-правового режима государственной границы.

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 17, вып. 11, ноябрь 2019

Другие номера журнала